Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет Петра I. 1722

Каравак Л.
Холст, масло
69 x 55 (овал)

Русский музей

Аннотация

Петр I (1672 – 1725) — младший сын царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. В 1682 году, после смерти старшего брата Федора, наследовал вместе с братом Иваном царский престол. С 1689 года правил единодержавно. С 1721 года — первый российский император.
Изображен в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. В Кат. 1980 - Никитин И. Н. (?). Находился в Екатерининском дворце в Царском Селе. В 1773 Екатерина II передала его скульптору Э.-М. Фальконе для работы над памятником Петру I. Фальконе, уезжая в Гаагу, взял с собой портрет, который, после его смерти в Париже в 1791, перешел к его невестке Мари Анн Колло (имение Маримонт около Нанси, Франция), затем - к ее дочери баронессе Янкович. В 1866 по завещанию последней портрет был передан в Гатчинский дворец, откуда в 1925 перешел в ГРМ (Вейнберг 1971, с. 229-237). В Гатчинском дворце во второй половине XIX в. портрет приписывался Караваку(?) (Вейнберг 1971) или Никитину (Ровинский. Портреты, т. 4, стб 279), в Русском музее - Никитину. Н. М. Молева и Э. М. Белютин считали портрет безусловной работой Ивана Никитина и связывали его с записью об исполнении художником портрета Петра I в 1721 „на Котлине острову" (Молева, Белютин 1965, с. 45-47). А. Л. Вейнберг считала портрет работой Л. Каравака на основании живописной манеры и иконографического сходства типа Петра I с гравюрой П. Субейрана (1743) с оригинала Каравака (1723). Вейнберг предполагала, что это - тот портрет, который Каравак писал с Петра I в 1722 в Астрахани (Вейнберг 1971). С. В. Римская-Корсакова на основании технологического анализа также подтверждает авторство Л. Каравака.

Биография автора

Каравак Л.

Луи Каравак (1684, Марсель – 1754, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист, декоратор, миниатюрист.
Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге. Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от строений с 1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В 1722 он сопровождал Петра I в Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в 1722 Петром I. Также жил в Москве. При Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае 1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова, М.А. Захарова и др.


© Русский музей 2013-2021