|
Антропов А.П.
Холст, масло
88 x 68
Русский музей
Отец Павла I, сын цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха. Внук двух непримиримых врагов: российского императора Петра I и шведского короля Карла XII. Воспитан в духе шведского патриотизма, который выражался, кроме всего прочего, в ненависти к России. С 1742 года – наследник российского престола. С 25 декабря 1761 по 28 июня 1762 года – император. Не короновался. В традиционной историографии характеризуется, и не без оснований, как невежественный, слабоумный русофоб. Свергнут в результате дворцового переворота собственной супругой, будущей императрицей Екатериной II. Его кумир, прусский король Фридрих II Великий, по этому поводу заметил: «Он позволил свергнуть себя с престола, как ребенок, которого отсылают спать».
Изображен в латах и горностаевой мантии, с орденом св. Андрея Первозванного (лента и звезда) и св. Анны (крест). Иконографический тип Г.-К. Гроота. Парный к портрету великой княгини Екатерины Алексеевны (1753, Ж-5435).
Антропов Алексей Петрович (1716, Санкт-Петербург – 1795, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Учился в Петербурге у А.М. Матвеева и Л. Каравакка (с 1732). С 1739 работал в "живописной команде" Канцелярии от строений у И.Я. Вишнякова. В конце 1750-х брал уроки у П. Ротари. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге и его пригородах (1744-1750), в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-1755).
С 1761 до конца жизни - главный художник Синода (надзиратель за живописцами и иконописцами). Имел частную школу живописи, в которой занимался Д.Г. Левицкий.
Портреты, созданные мастером в традициях европейского парадного портрета, продолжают традиции парсуны, развивают стилистическую линию отечественного примитива с его яркой непосредственностью и правдивостью образов. Много работал и в области камерного портрета.