Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет великого князя Павла Петровича в юности. Конец 1760-х – начало 1770-х

Рокотов Ф.С.
Холст, масло
84 x 67

Русский музей

Аннотация

Великий князь Павел Петрович (1754 – 1801) – сын великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III и великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. С 1796 года — российский император. Убит в 1801 году в результате дворянского заговора в Михайловском замке в Петербурге.
Отзывы современников о внешности Павла были диаметрально противоположными. Тем интереснее зрительный ряд его портретов, исполненных крупнейшими портретистами второй половины XVIII века. Ф.С. Рокотов исполнил несколько портретов наследника цесаревича Павла Петровича. Этот портрет создавался, когда Павлу было около семнадцати лет. В нем, как и в других произведениях художника, так же сильно очарование неповторимой «рокотовской» живописной манеры и трактовки образа.
Модель как бы выступает из мерцающего сумрака, черты освещенного лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Портрет, кажущийся почти монохромным, тем не менее, отличается богатством и изысканностью цветовых сочетаний. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности, где нет ничего показного, внешне эффектного. Лирическое настроение не нарушает точно изображенные официальные регалии – высшую награду Российской империи Орден Св. Андрея Первозванного (голубая лента через плечо и усыпанная бриллиантами звезда) и крест Ордена Св. Анны.
Портрет долгое время находился в Романовской галерее Зимнего дворца, а в 1920-е годы был передан из Эрмитажа в Русский музей.

Биография автора

Рокотов Ф.С.

Рокотов Федор Степанович (1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1765).
Родился в имении князя П.И. Репнина в с. Воронцово близ Москвы в семье крепостного. В 1760 получил вольную. В том же году поступил в Академию художеств при содействии покровителя – графа И.И. Шувалова, основателя и куратора Академии. Учился у А.П. Антропова, Л. Токке и П. Ротари, позже преподавал (1762–1765). К началу 1760-х завоевал широкую популярность в кругу столичной знати. Около 1767 переехал в Москву.
Автор многочисленных камерных интимных портретов современников, в которых нашли отражение просветительские идеалы времени. Созданный им тип портрета пользовался широким признанием и составил целую эпоху в русской портретной живописи. Крупнейший портретист XVIII века, он был вскоре предан забвению и открыт заново лишь спустя столетие, в начале ХХ века.


© Русский музей 2013-2024