|
Коровин К.А.
Холст, масло
89 х 71
Русский музей
Пост. в 1930 из ГТГ, ранее – собр. С. А. Бахрушина, Москва
Этот этюд, как и знаменитая картина ГТГ, является ранним проявлением символизма в живописи Москвы 1890-х. В равной степени они навеяны постановкой „Снегурочки“ Н. А. Римского-Корсакова на сцене Русской Частной оперы С. И. Мамонтова и царившей в Абрамцевском кружке атмосферой увлечения фольклором. „Северная идиллия“, по-видимому, задумывалась Коровиным как своеобразный символ России для Всемирной Чикагской выставки 1893. Этюд пронизан песенным, музыкальным началом. Это ощутимо в переливах цвета, в „слитности“ персонажей и природной среды, в отрешенности, сомнамбулическом состоянии горделивых девушек-„берендеек“, поглощенных простыми, трогающими душу звуками. Гармония и контрасты цвета, гладкописи и эскизности обостряют образ, окрашивают его нотами таинственной недосказанности.
Назвав картину «Северная идиллия», Коровин не уточнил, что одежды женщин, строго говоря, к Русскому Северу отношения не имеют. Фантазируя на темы народного костюма, Коровин соединяет вышитую юбку из Липецкого уезда Тамбовской губернии с шушпаном из Сапожковского уезда Рязанской губернии; дополняет навершником из Касимовского уезда Рязанской губернии – то есть предметами, которые реально сочетаться в одном костюме не могли. Однако художнику удалось создать удивительно поэтичный и красочный образ женщин в крестьянском костюме.
Коровин Константин Алексеевич (1861, Москва – 1939, Париж)
Живописец, художник театра.
Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Кавалер ордена Почетного легиона.
Родился в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, А.К. Саврасова, В.Г. Перова, В.Д. Поленова (1875–1883), в Академии художеств (1882). Преподавал в Московском училище, возглавляя жанрово-портретный класс (1901–1918). Член Абрамцевского кружка (с 1885), обществ "Мир искусства" (с 1899), "Союз русских художников" (с 1903). Оформлял спектакли для мамонтовской Частной оперы, работал для Императорских театров (с 1900). Оформил свыше 100 постановок для театров Москвы и Петербурга. С 1910 – главный декоратор Московских императорских театров.
С 1917 активно участвовал в общественной жизни – входил в Особое совещание по делам искусств и другие органы управления художественной жизнью. В 1918–1919 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских. С 1923 – за границей, в 1924 поселился в Париже.
Автор пейзажей, портретов, натюрмортов и жанровых картин.