|
Татьяна Решетникова-Момджи
В проекте использованы скульптуры Григория Израилевича
«Искусство прекрасно, когда оно кажется природой,
природа удачна, когда искусство подчеркивает
ее незаметно»
Дж. Аддисон
Дмитрий Сергеевич Лихачёв – академик Российской Академии наук, ученый-литературовед, историк культуры и общественный деятель. Около 20 лет он посвятил научному изучению садов и парков Петербурга и его пригородов. Результатом этой работы стал замечательный сборник «Поэзия садов», впервые собравший в рамках одной книги актуальные и сейчас мысли Дмитрия Сергеевича Лихачева не только о влиянии садово-паркового искусства на человека, но и об истории и культуре России, месте ее в мировой истории.
«Садовое искусство не только само по себе представляет некоторый синтез искусств, испытывает на себе воздействие философских, поэтических, живописных, архитектурных идей, но активно отражается в многосторонней жизни культуры, живет в произведениях поэзии, прозы, живописи», писал в этой книге Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Говоря о садах английского пейзажного стиля, он особо выделяет сады романтизма: «О принципах, на которых основывалось устройство романтических садов, можно было бы писать очень много. Не только можно, но и нужно, ибо именно романтические сады сыграли огромную роль в развитии русского садового искусства, с одной стороны, и русской поэзии, литературы – с другой».
«Все в романтическом саду подчинялось эмоциональным переживаниям личности, соединялось с образами поэзии, литературными мотивами, темами путешествий, воспоминаний. В садах романтизма предполагается, что посетителю известен определенный запас «романтических знаний»; поэтому романтические сады живут и действуют главным образом для своих «образованных» посетителей».
Предлагаемая нами скульптурная композиция, следуя традиции романтического Английского сада конца XVII–начала XIX вв., приглашает вас, отрешившись от дел, прогуляться по саду с томиком стихов Пастернака или Ахматовой и погрузиться в поэтический мир.
Композиция представляет собой серию скульптурных бронзовых портретов поэтов Серебряного века, созданных художником Григорием Израилевичем в 1990-е годы. Автор портретов говорил: «Если бы это было возможно, я подвесил бы их на невидимых нитях». Закрепленные на металлических стержнях, установленные в зелени романтического Михайловского сада, они раскачиваются на ветру, что роднит их с деревьями, которые всегда открыты ветрам.