|
Илья Болгов и Виктория Терина
Сад, как никакое другое создание человечества, невозможен без звуков. Они наполняют его музыкой – будь то шорох листьев, шум дождя или вальс, который играет пианист. Главное – услышать их в зашифрованном музыкальном саду.
Наш проект посвящен крупнейшему представителю польского музыкального искусства, основоположнику польской музыкальной классики Фредерику Шопену, имя которого стоит в одном ряду с именами таких великих музыкантов, как И.-С. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
Шопен был гениальным пианистом и свои произведения он сочинял, прежде всего, для фортепиано. Всё самое неповторимое в его музыке: ее трепетность, утонченность и гармония, связано именно с этим музыкальным инструментом.
Фортепианную музыку хорошо помнит сад в Желязовой Воли близ Варшавы в имении, в котором родился Фредерик Шопен. В зарослях этого красивого сада, под липами, Фредерик не раз давал небольшие концерты – для этого из дома выносился рояль. Послушать юного исполнителя собирались домочадцы, соседи, друзья.
А ещё волшебные мелодии композитора наверняка слышали … фиалки. Ведь именно фиалки были любимыми цветами Шопена. Букеты фиалок он любил дарить красавицам своего времени.
«Если бы фиалки и ландыши умели играть, то играли бы музыку Шопена», – так написал польский поэт Леопольд Стафф …
Сливаясь со сладким пением птиц и еле слышными взмахами крыльев стрекоз, музыка становится изысканным аккомпанементом той восхитительной легкости, которой очаровывает нас сад…
Последние концерты Фредерика Шопен дал в Великобритании – туда его пригласила одна из учениц. Эти исторические выступления стали «лебединой песней» мастера. А мелодии Шопена поселились в бесконечном пространстве жизни, став продолжением природной красоты, став такими же вечными, как мерный стук дождя и сияние росы на лепестках нежных фиалок … И именно поэтому музыкальный гений сам становится частичкой окружающей нас вечности – частичкой, которую в отражении времени способен увидеть каждый. Нужно лишь прислушаться и приглядеться к зашифрованному саду…
В качестве основного выразительного средства в проекте используется анаморфоз.
Анаморфоз (от греч. Anamorphōsis – изменение формы) – вид оптической иллюзии, при которой инсталляция, скульптура или изображение на плоскости выполнены таким образом, что их полное зрительное восприятие возможно только с определенного угла зрения и при использовании специальных оптических систем в виде цилиндрических линз или зеркал.
Считается, что анаморфоз был изобретен в Китае. В Европе распространение получил в XV–XVII веках, в частности, широко использовался в росписи соборов. Одно время анаморфоз использовали также и как своего рода способ зашифровывать изображения, т.к. такая «форма подачи» позволяла хранить и передавать запрещённые или секретные изображения, которые без цилиндрического зеркала «прочитать» было невозможно. Позднее анаморфоз стал использоваться также в качестве занимательной игрушки. В XXI веке с появлением цифровой фотографии и компьютерного моделирования идеи анаморфоза получили дальнейшее развитие.
В композиции «Время музыки» в цилиндрическом зеркале, установленном в центре анаморфного изображения, зритель увидит портрет Фредерика Шопена. А чтобы посетители лучше поняли нашу идею, мы укажем точку, с которой портрет выглядит наиболее эффектно.
Подчеркнет идею проекта музыкальное оформление – наш зашифрованный сад наполнит музыка гениального Шопена.