|
Сверчков Н.Е.
Холст, масло
158 х 269
Русский музей
Царь Алексей Михайлович (Тиша́йший) (1629—1676) – сын царя Михаила Фёдоровича, отец императора Петра I. Титулярный элемент "тишайший" (перевод с латинского слова "serenissimus", входившего в титул римских императоров) имел отношение не к личности монарха, но к его сану и наследовался русскими царями до Петра I включительно. С 1645 — царь. Был дважды женат: на Марии Милославской (1648) и Наталье Нарышкиной (1671), что в будущем привело к ожесточенной борьбе за власть между детьми. В ходе войны с Польшей (1654—1667) вернул исконно русские земли. Вел неудачную войну с Швецией (1656—1658) за выход к морю. В 1654 состоялось воссоединение Украины с Россией. Реформы Алексея Михайловича во многом определили основные направления петровских преобразований. Было усовершенствовано русское законодательство (Соборное уложение 1649 года), проводились церковная реформа, реформа армии по европейскому образцу. Активно усваивались внешние формы западноевропейской культуры, возникали новые жанры литературы и искусства, появился профессиональный театр. В то же время страна пережила церковный раскол, многочисленные бунты и восстания. На рубеже ХIХ–ХХ веков эпоха Алексея Михайловича вызывала ностальгический интерес, поскольку в ней видели воплощение национальной идеи.
Во второй половине ХVII столетия придворная охота превратилась в постоянное занятие русских царей. На охоту тратились огромные средства, ее регламентировали четкие правила, у нее имелись свои традиции и атрибутика. Царь являлся законодателем охотничьей моды и эстетики, которым следовал весь двор. Алексей Михайлович был страстным любителем соколиной охоты. С ранней весны до поздней осени он почти ежедневно выезжал в поле. В "кречетнях" сел Коломенского и Семеновского, в "сокольничьих дворах" в слободе Сокольники содержалось более трех тысяч ловчих птиц, которых обслуживали сотни сокольников. Их одежда, а также снаряжение птиц были украшены драгоценными камнями и золотым шитьем. Иностранцы с восторгом описывали охоту, на которую царь их мог пригласить в знак особой милости.
Сверчков Николай Егорович (1817–1898) – известный художник-анималист XIX века, обладающий даром правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми. Он был широко известен не только в России, но и в Европе, с успехом выставляя свои полотна на выставках в Париже, Брюсселе, Лондоне. После Всемирной выставки в Париже художник был удостоен ордена Почетного легиона. Природный дар помог Сверчкову занять место художника крупнейших в России Хреновского и Чесменского государственных конных заводов. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Известный историк В. И. Коптев в "Очерке русского коннозаводства" (1872) отмечал: "Н. Е. Сверчков написал много портретов знаменитых Хреновских рысаков, которые навсегда останутся в глазах будущих коннозаводчиков прототипами и идеалами, от которых не следует отдаляться...".
Уже к концу 1840-х Сверчков становится признанным мастером модного в те годы "конного портрета". Ему позируют Александр III и придворные сановники, генералы Д. И. Скобелев и А. А. Болдырев, граф А. Г. Орлов-Чесменский и персидский шах Насреддин, маркиза Траверсе и А. Я. Панаева. Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI–XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. К этой серии относится и данное произведение. Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве.
Сверчков Николай Егорович (1817, Санкт-Петербург — 1898, Царское Село)
Живописец, рисовальщик, литограф, скульптор; анималист, жанрист, портретист, автор композиций на исторические сюжеты. Родился в семье придворного конюха. Ещё в детстве с любовью рисовал животных, особенно лошадей. Учился в Воспитательной школе при Академии художеств (1827), затем Петропавловском училище общего типа. Служил в хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел. Специального художественного образования не получил. Живописью стал заниматься самостоятельно. В 1839 по результатам выставки в Академии художеств присуждено звание свободного художника портретной живописи. В 1842 уходит в отставку в чине коллежского секретаря. Участник выставок Академии художеств с 1844. В 1840-х начал работать художником Хреновского и Чесменского государственных конных заводов России. Многие работы этого периода были объединены в цикл иллюстраций для "Альбома коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов в России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым". В 1852 году получил звание академика "по живописи народных сцен" за картину "Помещичья тройка". В 1855 получил звание профессора за картину "Дорожные". В конце 1850-х — начале 1860-х жил в Париже, Лондоне, Брюсселе. Жюри Всемирной парижской выставки 1863 присужден орден Почетного легиона за картины "Возвращение с медвежьей охоты", "Почтовая станция", "Ярмарка в Воронеже". Член кружка "Собрание понедельничных вечеров" (с 1881).