Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет царицы Марфы Матвеевны. Не позднее 27 апреля 1682

Неизвестный художник
Холст, масло
89 х 70

Русский музей

Пост. в 1918 из собрания М. И. Шульмана

Аннотация

Марфа Матвеевна Апраксина (1664-1713) ─ дочь боярина Матвея Васильевича Апраксина и Домны Богдановны Ловчиковой. С 14 февраля по 17 апреля 1682 — царица, супруга царя Федора Алексеевича. Федор Алексеевич скончался 27 апреля того же года, оставив Марфу Матвеевну вдовой. Во вдовстве жила до конца дней. Сестра генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, А. М. Апраксина и сенатора П. М. Апраксина.
Портрет царицы Марфы Матвеевны еще в девичестве, в кокошнике и роскошном одеянии, так называемый портрет с веером, практически современен ее овальному изображению. Автор его, возможно и иностранный живописец, безусловно, подвизался в живописной команде Оружейной палаты. Хотя веер не был характерной деталью допетровского быта, его "язык" был хорошо знаком в аристократических кругах. Известный исследователь моды Р. М. Кирсанова отмечает, что "положение веера — в левой или правой руке, открыт или закрыт, повернут к собеседнику лицевой или обратной стороной, могло говорить о многом. <...> Царица Марфа держит веер "стрелой" — то есть он закрыт, находится в правой руке и повернут в сторону собеседника (в нашем случае — зрителя). Такое положение <...> означает любовь и расположение...". По мнению исследователя, портрет мог быть написан не позднее 28 февраля 1702 года, когда был издан очередной указ "О ношении парадного платья в праздничные и церемониальные дни» (Кирсанова С. 38-39). Однако не вызывает сомнений, что этот портрет был написан при жизни царя Федора Алексеевича — не позднее 27 апреля 1682. После смерти мужа Марфа облачилась во вдовью, почти монашескую, одежду, хотя и не ушла в монастырь. В собрании ГРМ находится еще один предполагаемый портрет Марфы Матвеевны, на котором царица представлена именно в таком одеянии (Хилимончик. С. 26-38).


© Русский музей 2013-2024