Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет Е.В. Лавровой. 1890

Репин И.Е.
Картон, акварель, гуашь, графитный карандаш
35 х 29,8

Русский музей

Пост.: 1898, дар М.К.Тенишевой (Санкт-Петербург)

Аннотация

Важной особенностью репинской коллекции Русского музея является самое большое в мире собрание портретов кисти мастера (их свыше 80). Это тем более ценно, поскольку Репин, при всей разнообразности своих художественных интересов, был, прежде всего, портретистом, величайшим мастером этого жанра в ХIХ веке. Великолепная маэстрия акварельной техники позволила художнику воплотить, казалось бы, невыразимое очарование и нежность облика молодой женщины. Свойственный почерку Репина прерывистый, тающий контур объемов, придавая образу артистическую недосказанность, вместе с тем утверждает его реализм и правдивость, благодаря впечатлению воздушной среды, окутывающей фигуру. Тональность листа, обусловленная контрастом темно-синего с красным и золотистым, звучит приподнято и подчеркивает одухотворенность персонажа. Проницательный взгляд художника рассмотрел в юной модели сложность внутреннего мира, сосредоточенность и серьезность, определившие ее жизненный путь.
Известно, что Елизавета Васильевна Лаврова (1871–1942), в первом браке Попова, во втором – Болдырева, занималась литературной работой, сотрудничая в журнале "Детский отдых" в качестве переводчицы, была близким другом общественной деятельницы Е.Д.Стасовой.
Акварель хранится в Русском музее со дня его основания. При его торжественном открытии была в числе самых примечательных экспонатов, и перед ней, по воспоминаниям Александра Бенуа, надолго останавливался император Николай II.

Биография автора

Репин И.Е.

Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901).
Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920).
Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского, в Академии художеств у П.В. Басина, Ф.А. Бруни и Т.А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.).
С 1900 жил в имении "Пенаты" (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 - ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества "Мир искусства". С 1918 - в вынужденной эмиграции в Финляндии.
Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.


© Русский музей 2013-2021