|
Кольман К. И.
Бумага, литография раскрашенная
И.: 55 х 74; л.: 63,6 х 88,2
Русский музей
Раскрашенная литография с картины А.О. Дезарно.
Сцена боя изображает один из эпизодов Бородинской битвы.
Центр русской позиции – батарея генерала Н.Н.Раевского («Большой редут»): в первой половине дня противник дважды атаковал батарею, но был отбит. На левом фланге войска Н.А.Тучкова мужественно сдерживали натиск польского корпуса, пытавшегося обойти левый фланг русской армии.
К полудню 26 августа создалась напряженная ситуация в центре русской позиции и на ее левом фланге. По приказу М.И. Кутузова гвардейский кавалерийский корпус генерал-лейтенанта Ф.П. Уварова (изображен в центре композиции в треуголке с плюмажем) и казаки Войска Донского атамана М.И. Платова совершили рейд на левый фланг неприятеля и зашли ему в тыл, вызвав панику и задержав наступление врага на центр русских позиций. Эта операция отвлекла часть сил наполеоновской армии от главных ударов, обеспечив временную передышку изнемогавшим от атак неприятеля русским войскам. Тем самым появилась возможность подвести резервы к отбивавшей яростные атаки батарее Н.Н. Раевского.
Генерал от кавалерии Федор Петрович Уваров (1773-1824) служил в конно-гвардейском полку, затем в Смоленском драгунском. Во время восстания 1793 г. в Варшаве участвовал в нескольких боях с мятежниками. С 1794 г. – генерал-адъютант. Участвовал в кампаниях 1805-1807 гг. и в сражениях на Дунае в 1810 г. В 1805 г. под Аустерлицем командовал кавалергардским полком, несколько раз атаковал противника и «делал сильные отпоры против многократных атак неприятельской конницы, подкрепляемой пехотой и артиллерией». Отличился в боях при селе Крымском, под Вязьмой и Красным, принудив противника к отступлению. Впоследствии командовал всей кавалерией соединенных армий союзников. В 1813 и 1814 гг. Уваров состоял при Александре I, с 1821 г. – командир гвардейского корпуса. На средства Ф.П. Уварова в 1834 г. были возведены Нарвские триумфальные ворота.
В дневнике А.С. Пушкина есть запись: «На похоронах Уварова покойный государь следовал за гробом. Аракчеев сказал громко: «Один царь здесь его провожает, каково-то другой там его встретит?» (Уваров был участником заговора против Павла I).
Кольман Карл Иванович (1786-1846/1847).
Живописец-акварелист, литограф. Уроженец Аугсбурга, всю свою творческую жизнь провел в России. Получив первоначальное образование в Мюнхенской академии художеств, в возрасте 17 лет переехал к своему дяде И.С. Клауберу, заведовавшему гравировальным классом Петербургской Академии художеств. Как рисовальщик сотрудничал в издававшихся архитектором О. Монферраном описаниях сооружения Исаакиевского собора и установки Александровской колонны на Дворцовой площади. Художник внимательно изучал русскую жизнь и характерные народные типы. Изображал преимущественно петербургские уличные сцены, деревенский быт и фигуры из простонародья. Его работы в свое время пользовались большой популярностью. Они исполнены очень бойко, иногда в духе знаменитого рисовальщика Александра Орловского, и, несмотря на некоторую манерность рисунка и условность красок, свидетельствуют о замечательной наблюдательности автора.
К.И. Кольман – автор работы «Восстание 14 декабря 1825 года» – единственного изображения этого важнейшего события, сделанного очевидцем.
Художник состоял преподавателем рисования в Пажеском и Лесном кадетских корпусах, в Школе глухонемых, давал и частные уроки. В 1833 г. получил звание «назначенного» в академики, а в 1836 г. за акварельный вид окрестностей Петербурга – звание академика. В 1846 г. работал в Италии.