Русский музей
Дополненная реальность

 

Успение. Первая половина XVI века. Новгород


Дерево, левкас, темпера
146,6 x 117,5 x 3,6

Русский музей

Пост. в 1960

Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора в Кеми, Карелия

Аннотация

Происходивший в конце XV − первой половине XVI веков процесс усложнения иконографии сцен Богородичных праздников получил наиболее яркое выражение в композициях "Успение Богоматери". Использование многочисленных литературных источников − апокрифических сказаний, текстов служб и творений отцов церкви − превращает ранее немногословную, но емкую композицию в излишне детализированное и насыщенное повествование, нередко дословно цитирующее иллюстрируемый текст. Пример подобной трансформации дает икона "Успение Богоматери" из Успенского собора в Кеми. Успение Богородицы – Великий праздник Православной Церкви, установленный в воспоминание об успении Девы Марии в Гефсимании, недалеко от Иерусалима. Композиция Успение Богородицы основана на апокрифических текстах ("Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы", "Слово Иоанна епископа Солунского", а также "Слова" Андрея Критского и Германа патриарха Константинопольского, каноны на Успение Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина).
Стремлением дать максимально подробный рассказ о событии объясняется совмещение на иконе разновременных эпизодов, описанных в "Слове Иоанна Богослова на Успение Богородицы". Явление Иисуса Христа в Иерусалим к смертному одру матери для принятия ее души, эпизод с отсечением рук иудея Авфонии, посягнувшего на неприкосновенность одра при выносе тела из Иерусалима, вознесение Богоматери "во плоти" и восхищение апостолов на облаках — все эти эпизоды трактованы на иконе как одновременные. Не только подбор персонажей, но даже самый характер группировки фигур, позы и жесты изображенных в центральной сцене очевидцев смерти Пресвятой Девы находят обоснование в текстах "Слов на Успение" Иоанна Богослова и Андрея Критского, в песнопениях Богородичного праздника. Наиболее выразительную особенность композиции кемской иконы составляет присутствие в сцене изображений архангелов и ветхозаветных пророков, фигура одного из которых — Царя Давида — намеренно выделена с левой стороны от Христа во славе. Согласно тексту Иоанна Богослова, входящую в Рай Богоматерь приветствовал именно Царь Давид, роду которого она была обязана своим происхождением.


© Русский музей 2013-2024