Русский музей
Дополненная реальность

 

Мужчина и женщина. 1912-1913

Филонов П.Н.
Холст, масло
155 х 121

Пост.: 1986, дар Е.Н. Глебовой, сестры художника, Ленинград

Аннотация

Композиция "Мужчина и женщина" – одна из многих интерпретаций библейских и евангельских сюжетов в творчестве П. Филонова. Желание соединить житейское и вечное заставляет его обратиться к форме живописной притчи, где грани скрытого значения образа оказываются за пределами видимого и требуют активного взаимодействия с нашим сознанием. "Мужчина и женщина" – этот мотив многократно повторяется художником, правда, чаще в графике. Детали изображения (в первую очередь, это относится к фону картины) остаются константными, что дает право заподозрить художника в использовании композиционного канона житийной иконы. Мужчина и женщина в картине изображены с преувеличенным гротеском, апокалиптический характер образов очевиден. Полотно агрессивно по колориту и манере исполнения, а останавливающие взгляд зрителя затеки краски, по мнению специалистов, невольно ассоциируются с потоками крови, смешанной с грязью. Современные Адам и Евы у П. Филонова – воплощение растленного духа цивилизации ХХ века. Единству и гармонии в его образах противостоит деструктивность. Не известно, когда в душе художника родилось резкое недоверие к жизни, но ему предначертано было видеть двойственную природу всех явлений, когда красоте сопутствует безобразие, добру – зло, а жизни – смерть.

Биография автора

Филонов П.Н.

Филонов Павел Николаевич (1882/3, Москва – 1941, Ленинград)
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н.Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.


© Русский музей 2013-2021