Русский музей
Дополненная реальность

 

Римское кладбище. Не позднее сентября (марта?) 1841

Роллер А.И.
Холст, масло
111 х 155

Русский музей

Аннотация

7 апреля 1839 Совет ИАХ определил признать А. Роллера академиком «с тем, чтобы он написал для Академии картину в декорационном роде, предмет коей он может избрать по собственному произволу». 11 сентября 1841 художник «представил в дар Академии картину своего сочинения, изображающую Римское кладбище». Совет определил, «приняв картину академика Роллера с признательностию и уведомив его о сем, передать оную для хранения в Академический музей и внести в список вещей музея». В 1842 на выставке в ИАХ, по-видимому, была показана эта картина под названием "Перспективный вид развалин" (Указатель выставки в ИАХ 1842. С. 15).

Биография автора

Роллер А.И.

Роллер Андреас Леонгард Себастиан (Андрей Иванович/Адамович)
1805, г. Регенсбург, Бавария – 1891, Санкт-Петербург

Родился в г. Регенсбурге (Германия) в театральной семье: отец был известным машинистом сцены, дядя – концертмейстером, родные братья – театральными художниками. Образование получил одновременно в Академии изобразительных искусств и Политехническом институте Вены. С 1822 работал машинистом сцены в театрах Вены, Мюнхена, Дрездена, Берлина. Именно в Берлине окончательно сформировался творческий почерк мастера. Сильнейшее влияние на него оказало знакомство с выдающимся немецким архитектором и декоратором Карлом Фридрихом Шинкелем (1781–1841), ясно видимое даже в самых поздних работах Роллера. В 1834, будучи уже известным художником романтико-академического толка, опытным декоратором, мастером сценических эффектов, получил приглашение на службу в России. Можно сказать, что благодаря Роллеру русский театр вошел в единую европейскую систему сценографии: декорации Императорских театров Петербурга и Москвы с той поры практически неотличимы от постановок других европейских театров. За 38 лет работы в России художник изготовил машины и декорации для 63 балетов и 78 опер, впервые показал на русской сцене движущуюся декорацию и так называемую "развальную (разрушающуюся на глазах у зрителей) сборку". Роллер был первым оформителем русских опер – Верстовского и Глинки.

В 1862 оформил премьеру оперы Верди "Сила судьбы". Декорации были выполнены в традиционной кулисно-арочной системе, с объемными предметами по центру, по всем законам гранд-стиля. На сцене выстраивалось до 8 кулис, было множество деталей – мебели, бутафории; живописные задники дополнялись объемными конструкциями, подвешенными и движущимися пратикаблями, создающими романтическую атмосферу, поддержанную мрачными готическими интерьерами, лунными скалистыми пейзажами и яркими картинами военного лагеря. Художник создавал эффекты страшной грозы, полную иллюзию дождя, бури в соответствии с духом последней вердиевской «мелодрамы в чистом виде». Оформление было восторженно встречено публикой и понравилось самому Верди, который даже предполагал перенести его в Ковент-Гарден. Сделав блестящую карьеру в России и прожив здесь большую часть своей жизни, в 1873 Роллер принял русское подданство. Он основал класс перспективной живописи в Петербургской Императорской Академии художеств и был в нем ведущим профессором. Умер в Санкт-Петербурге в 1901 году.


© Русский музей 2013-2021