|
Филонов П.Н.
Холст, масло
175 х 215
Русский музей
Пост.: 1977 в дар от Е.Н.Глебовой, сестры художника (Ленинград)
„Пир королей" относится к известному циклу работ Филонова "Ввод в мировый расцвет", состоящему, предположительно, из 22 произведений. Один из шедевров художника, „Пир королей" наилучшим образом характеризует истоки зарождения идеи „мирового расцвета": Филонов стремится воплотить в картине мысль об утраченной гармонии бытия. Сюжет картины, хотя это понятие в отношении всех картин Филонова достаточно условное, вдохновлен антиурбанистическими настроениями художника, страхом перед нарастающим антигуманизмом современного ему общества. Картина „Пир королей" создана за год до начала первой мировой войны. Современники восприняли ее как некое пророчество. Изображенная сцена подобна видению Апокалипсиса. Исследователи творчества Филонова нередко приводили сравнение с „Пиром Ирода", а один из учеников художника назвал „Пир королей" демонической переработкой „Тайной вечери". Образы, созданные кистью Филонова, подчеркнуто гротескны. Погруженное в сумрак, все происходящее озаряется лишь всплесками кроваво-красных отсветов. Манера, в которой написана картина, впрямую несопоставима ни с одной из современных тенденций — слишком широк диапазон традиций, которые способен переосмыслить Филонов. „Пир королей", как, впрочем, все произведения Филонова, доказывает вторичность приема по отношению к замыслу, чем объясняется абсолютная непредсказуемость его живописного почерка.
Филонов Павел Николаевич (1882/3, Москва – 1941, Ленинград)
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н.Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.