|
Малевич К.С.
Гипс
85,3 х 56 х 52,5
Русский музей
Пост.: 1926 через ГЗК (?)
Новый термин «архитектон» и первые объемные композиции появились около 1923 года. Вертикальные модели, подобные этой, строились на пространственной динамике элементарных геометрических форм, как бы стремившихся преодолеть земное притяжение.
Именно в Витебске, куда Малевич приезжает по приглашению М.Шагала, (а позднее и в Государственном институте художественной культуры в Ленинграде) супрематизм стал «выходить» в архитектуру в виде сложных объемно-пространственных композиций, причем его «космическая» проблематика во многом сохранилась. Малевич говорил своим ученикам о космосе, о городах в космосе. Созданные ранее «супремы», парящие в белом супрематическом пространстве и напоминающие планеты, в начале 20-х годов приобретают все более реальные архитектурные очертания. Наряду с городами в открытом космосе в УНОВИСе проектируются и «аэрогорода», парящие непосредственно над землей.
Архитектон К.С Малевича — супрематическая архитектурная модель. Художник определял эти конструкции как архитектурные формулы новых форм. Малевичем создано более десяти архитектонов из картона, гипса и дерева. Объемные композиции включают в себя геометрические фигуры, которые врезались друг в друга под прямым углом. Они построены из значительного числа фрагментов, к примеру, в "Готе" их около 200, и в случае необходимости их можно полностью разобрать, а затем вновь собрать с большой точностью. Причем, для простоты сборки К. Малевич объединил все детали "Готы" в 26 блоков-фрагментов. Создание архитектона — первый шаг в продвижении супрематизма в архитектуру. Малевич видел в своих экспериментах поиски нового художественного языка архитектуры будущего. Пластический язык Малевича предвосхитил многие решения создания удобной пространственной среды для человека. Существует версия, что архитекторы МГУ использовали супрематические работы Малевича при проектировании главного здания. Один из наиболее значимых архитекторов XX века Ле Корбюзье писал, что архитектоны К. Малевича воздействует на чувства зрителя, вызывая эстетические эмоции и... приобщая к постижению гармонии мира и познанию красоты...".
Малевич Казимир Северинович (1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград)
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог. Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927). В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма.