Русский музей
Дополненная реальность

 

Супрематизм. 1915

Малевич К.С.
Холст, масло
87,5 х 72

Русский музей

Пост.: 1926 из МХК, Ленинград

Аннотация

Эта композиция, экспонировавшаяся на выставке "0, 10" под названием „Живописные массы в движении“, представляет собой динамические сопряжения окрашенных геометрических фигур. Пересекающие друг друга, существующие в гармонии, они являются "буквами" универсального языка, изобретенного Малевичем – супрематизма. Супрематизм Малевича как направление развивает идею обретения высшей (supremus) сверхличностной сущности искусства. Составляющие композицию картины "конструкции" изображены парящими в белом пространстве фона, олицетворяющем, по мысли художника, бесконечность Вселенной. В картине нет ни верха ни низа, нет даже намека на повествовательность. Художник создает иную, "новую" реальность, некую "вещь в себе", существование которой ограничено рамками холста. Попытки не только ощутить себя частью Мироздания, но и найти наиболее точный живописный эквивалент ощущения пространства в его бесконечности побудили Малевича использовать в своем творчестве опыты психологии человеческого восприятия. Среди них свойства эмоционального воздействия цвета, опыты с цветовым спектром, что дало ему возможность достичь блестящего синтеза науки и искусства, соединить холодный расчет и полную свободу фантазии, создав принципиально новые формы творческого постижения мира.

Биография автора

Малевич К.С.

Малевич Казимир Северинович (1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград)
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог. Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927). В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма.


© Русский музей 2013-2021