Русский музей
Дополненная реальность

 

Евангелисты. Тетраптих. 1911

Гончарова Н.С.
Холст, масло
204 х 58 (каждая часть)

Русский музей

Пост.в 1966 г. из Министерства культуры СССР, ранее — собр. А. К.Ларионовой-Томилиной, Париж

Аннотация

Чаще других мастеров отечественного авангарда Наталия Гончарова работала над религиозными темами. Глубоко набожная, она черпала вдохновение в Священном Писании, в древних иконах и в церковных лубках. Особенно ее влекли старообрядческие лубки с приверженностью их авторов к мрачным мотивам Апокалипсиса. В суровых формах этих произведений художница ощущала волнующую связь с „первоосновой" — с архаическими раннехристианскими иконами и фресками. Печать этих влияний, творчески воспринятых Гончаровой, несет четырехчастное панно (тетраптих) „Евангелисты", которое уже современниками художницы признавалось одной из самых значительных работ художницы. Тяготение Гончаровой к экспрессии и монументальности, характеризующее все этапы ее творчества, обрело в нем свое наиболее очевидное воплощение. Громадные фигуры, высвечивающиеся на темном фоне и словно скованные рамками холста, насыщены необычайной внутренней силой. Парадоксально, но в 1914 году в Петрограде композиции были сняты с выставки как антирелигиозные.

Биография автора

Гончарова Н.С.

Гончарова Наталия Сергеевна (1881, д. Нагаево Тульской губ. – 1962, Париж)
Живописец, график, художник театра, иллюстратор книг.
Родилась в деревне Нагаево (Тульская губерния). Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1909) на скульптурном отделении у П. П. Трубецкого. Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К. А. Коровина, пользовалась советами М. Ф. Ларионова. Писала импрессионистические пейзажи (1901–1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911), восприняв традиции иконы, лубка и вывески. В этот период ее живописи преобладала крестьянская и религиозная тематика. С 1911 работала в духе футуризма. Вместе с Ларионовым разработала теорию одного из направлений абстрактной живописи – лучизма. Иллюстрировала книги футуристов В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Игра в аду», «Мирсконца», А. Е. Крученых «Пустынники» и «Пустынницы» (1912), С. П. Боброва «Ветроградари над лозами» (1913). Издала серию литографий «Мистические образы войны» (1914). Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914).
В 1914 по приглашению С. П. Дягилева в Париже участвует в оформлении оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова. С 1915 живет в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С. П. Дягилева» (1914–1929). Выполнила эскизы декораций и костюмов к балетам «Литургия» (на музыку православных песнопений), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1915), «Испанская рапсодия» М. Равеля (1916). Создала серию картин «Испанки», «Космос», иллюстрировала книги «Слово о полку Игореве» (1923), «Сказки» Н. В. Кодрянской (1950).


© Русский музей 2013-2021