Русский музей
Дополненная реальность

 

Верка.1913

Малявин Ф.А.
Холст, масло
106 х 84

Русский музей

Аннотация

В канун ХХ века, будучи учеником Академии, Малявин открыл отечественному искусству новый тип русской крестьянки: гордой, величавой, дерзко независимой. Его героинями стали жительницы рязанских деревень в их ярких, затканных пестрым узорочьем одеждах. Портрет Верки мало похож на изображения ее землячек, являя еще один тип человеческого характера. Замкнутая, оторопело позирующая, с широко открытыми глазами, с фигурой, скрытой в цветастой одежде, она похожа на ожившего идола и трогательна в своей робости и смущении. Вместе с тем в героине ощутимы цельность, внутренняя сила и чувство собственного достоинства. Картина строится на контрасте уравновешенного спокойствия (в характере человека, его позе) и импульсивности (вибрация цвета и света в одежде модели), на противопоставлении тщательно выписанного загорелого бронзово-коричневого лица, статичной позы – мареву золотисто-зеленого фона, мерцанию красных, синих и зеленых тонов платья и платка. Ясная композиция, четкий силуэт фигуры, низкий горизонт, крепко и темпераментно наложенный мазок монументализируют образ.

Биография автора

Малявин Ф.А.

Малявин Филипп Андреевич (1869, с. Казанка Самарской губ. – 1940, Ницца, Франция)
Живописец, портретист, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1906).
Родился в с. Казанка Самарской губернии. Учился в иконописной мастерской при монастыре Св. Пантелеймона на полуострове Айон-Орос в Греции (1885-1891).
При содействии скульптора В.А. Беклемишева поступил в Академию художеств, где учился у И.Е. Репина (1892-1899). Член "Союза русских художников" (с 1903). Его работы отмечены золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1900). Преподавал в рязанских Государственных свободных мастерских. С 1922 жил за границей.
Писал в основном портреты и жанровые сцены из крестьянской жизни. Создал свой собственный, лаконичный стиль портретного рисунка.


© Русский музей 2013-2024