|
Головин А.Я.
Холст, темпера, пастель
194 х 97
Русский музей
Пост.в 1919 из собрания С.К. Маковского, Петроград
Маковская Марина Эрастовна (1886-1973)- жена С.К. Маковского, художественного критика, редактора журнала "Аполлон". На рубеже ХIХ–ХХ веков к жанру парадного портрета обращались многие крупнейшие мастера русской живописи. Одни, увидев возможность воплотить свои замыслы в области большого стиля, другие – в поисках исторических ретроспекций как разновидности стилизаторского освоения искусства прошлого. Головин предлагает свой вариант парадного портрета, где диктат линий и значимость силуэта, как обычно у Головина, имеют основополагающее значение. В плоскостно-декоративной системе произведения главенствующее место отводится контуру и линиям, которые организуют поле холста и подчеркивают условность фона. Промоделированное лицо портретируемой, выступая из плоскости живописного пространства, уподобляется своеобразному рельефу.
Головин Александр Яковлевич (1863, Москва –1930, Детское Село (г. Пушкин))
Живописец, график, театральный художник, портретист, автор пейзажей и натюрмортов.
Действительный член Императорской Академии художеств (с 1912).
Народный артист РСФСР (1928).
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова (1881-1889), в академии Ф. Коларосси (1889) и мастерской Витти (1897) в Париже. Во второй половине 1890-х путешествовал по Италии, Испании.
Член обществ "Мир искусства", "Союз русских художников". Оформлял ряд жилых и выставочных интерьеров, а также фриз гостиницы "Метрополь" в Москве. Художник Русской частной оперы С.И. Мамонтова (с 1897), антрепризы С.П. Дягилева, театров Москвы и Петербурга, главный декоратор Императорских театров (1899-1917). Работал в содружестве с В.Э. Мейерхольдом (1908-1917), К.С. Станиславским и другими режиссерами.
Один из реформаторов и крупнейших мастеров русского театрально-декорационного искусства. С его именем связан целый период в развитии отечественной театральной культуры. Обладал редкой сценической интуицией, острым чувством стиля и неисчерпаемой фантазией. Всегда стремился к единому художественному решению спектакля.