|
Боровиковский В.Л.
Холст, масло
72 х 57
Русский музей
Пост.: 1917 из собр. П.П. Вейнера (Петроград); ранее до 1903 – собр. В.А. Еремеева; до 1860 – в семье Скобеевых
В конце ХVIII века Боровиковский создает целый ряд портретов (преимущественно женских) и утверждает в портретной живописи новый тип человека, "не сочиненный, а открытый только им" (портреты В.И.Арсеньевой, М.И.Лопухиной, Н.А.Нарышкиной, М.А.Орловой-Денисовой и др.). В портрете Скобеевой (имя, отчество неизвестно), как и в большинстве других, художник использовал свою уже сложившуюся композиционную схему: полуфигурная модель с явно выраженными портретными особенностями со скрещенными руками изображена в легком платье на фоне пейзажа. Открытое, с крупными чертами энергичное лицо выражает решительность и смелость, что вполне подтверждается фактами биографии портретируемой. Скобеева — дочь кронштадтского матроса, воспитанница и фаворитка Д.П. Трощинского, статс-секретаря Екатерины II. Существует версия, что, стремясь противостоять своему двусмысленному положению, девушка бежала от опекуна и вышла замуж за небогатого смоленского помещика Д. Скобеева. Возможно, в знак утверждения этого союза супруги захотели иметь портрет кисти самого модного тогда портретиста. Глава семейства заказал художнику два портрета своей жены: на лоне природы (данный портрет) и в образе недоступной Дианы (Скобеева в виде Дианы. Конец 1790-х. ГИМ. Вариант данного портрета меньшего размера).
Боровиковский Владимир Лукич (1757, Миргород –1825, Санкт-Петербург)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1795), советник Академии (с 1802).
Родился в Миргороде Полтавской губернии в семье казака. Учился у отца и дяди, занимавшихся иконописью. С 1788 жил в Петербурге, где совершенствовался под руководством Д.Г. Левицкого. С 1792 занимался у австрийского художника И.Б. Лампи, который впоследствии передал ему свою мастерскую.
Был знаком с крупнейшими деятелями русской культуры своего времени: поэтом Г.Р. Державиным, писателем В.В. Капнистом, архитектором Н.А. Львовым.
Автор многочисленных парадных портретов, а также камерных изображений современников, запечатленных им в непринужденной домашней обстановке или в естественном окружении. Известен как мастер миниатюрной живописи. Создал ряд икон для Казанского собора.