Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет графини Прасковьи Васильевны Мусиной-Пушкиной, рожд. княжны Долгорукой (1754-1826), жены фельдмаршала графа В. П. Мусина-Пушкина. 1818

Антонелли Д.И.
Холст, масло
68 x 54

Русский музей

Аннотация

Графиня Прасковья Васильевна Мусина-Пушкина (урожденная Долгорукова; 1754–1826) – с начала 1770-х годов жена генерал-аншефа, впоследствии фельдмаршала Валентина Платоновича Мусина-Пушкина (1735–1804). Сразу по восшествии Павла I на престол, в ноябре 1796 года была первой пожалована в статс-дамы, а при коронации императора в апреле 1797 года получила орден Св. Екатерины. Изображена с орденом Св. Екатерины малого креста и знаком статс-дамы – миниатюрным портретом императрицы Марии Федоровны на голубой ленте.
По отзывам, в молодости была очень хорошенькой и отличалась любезностью. В свете ее побаивались за властный и мужественный характер. Имея всего одного сына, Василия, чтобы увеличить его и без того огромное состояние, женила его на своей племяннице, богатой наследнице последней графине Брюс Екатерине Яковлевне, причем исходатайствовала у Павла I разрешение сына присоединить к фамилии и фамилию "Брюс". Он жил с женой в разъезде. Был тесно связан с литературными и театральными кругами, хорошо знаком с А. С. Пушкиным. Имел трех внебрачных дочерей от актрисы Нимфодоры Семеновны Семеновой (1788–1876), которую содержал долгие годы.
После смерти мужа Прасковья Васильевна построила в московском Симоновом монастыре, где он был похоронен, храм во имя святого мученика Валентина, попутно пожертвовав монастырю 20000 рублей.
Аналогичный портрет работы неизвестного художника находился в собрании А. В. Шаховского в с. Белая Колпь, Московской губернии. Подобный же портрет работы неизвестного художника имеется в Азербайджанском государственном музее искусств им. Р. М. Мустафаева в Баку.

Биография автора

Антонелли Д.И.

Антонелли Дмитрий Иванович (1791, ? – 1842, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист. В 1812 году окончил курс в Академии художеств по классу исторической живописи Г. И. Угрюмова с аттестатом 1-ой степени и званием художника 14-го класса. За время обучения получил медали: вторую и первую серебряные (за рисунки с натуры в 1809 и 1810 гг.) и вторую и первую золотые – за исполнение программ "Великодушный поступок царя Иоанна Васильевича" (1811) и "Нижегородский гражданин Козьма Минин, склоняющий сердца сограждан к пожертвованию всего имущества на спасение отечества" (1812). Оставался в Академии художеств в качестве пенсионера до 1817 года.
Звание академика получил 1820 за превосходный портрет ректора скульптуры И. П. Мартоса, находившийся в собрании портретов членов Академии художеств, а в 1923 году поступивший в Русский музей. Для присутственного зала Санкт-Петербургского опекунского совета Антонелли написал четыре портрета: Екатерины II, Николая І и императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны. Помимо портретной живописи, занимался писанием образов для церквей. Он исполнил образа в иконостасе Церкви во имя сошествия св. Духа в Александро-Невской лавре – "Распятие" или "Спаситель, умерший на кресте" и "Ессе homo" (с Гвидо Рени), а также образа четырех евангелистов в парусах церкви Александровской мануфактуры.


© Русский музей 2013-2024