|
Воробьев М.Н.
Холст, масло
51 х 89
Русский музей
Пост.: 1960 от Н.Н. Евдокимова
Во время турецкой войны в 1828 Воробьёв состоял при свите Николая I «для рисования и писания этюдов по его указаниям» и был направлен в Главную квартиру второй армии на Дунае. В этот период он написал несколько картин, посвященных военным действиям в древнем городе («Вид осады Варны», «Взрыв Варны», «Вид Одессы», «Корабль во время бури, на котором находился государь», «Босфор», «Берег моря близ Варны»), среди которых достойное место занимает представленное произведение.
Варна была известна с VI в. до н. э. как греческая колония Одессос. Она занимала выгодное военно-стратегическое положение, что являлось причиной многих войн со стороны желающих владеть этой территорией. В 1391 Варна была завоёвана войсками Османской империи и стала ее крепостью. В ходе русско-турецкой войны (1828–1829) входившая в состав Турции Варна подверглась длительной осаде русских войск. 22 июля 1829 восемь русских линейных кораблей, три фрегата, бриг, люгер, пароход и три бомбардирских судна подошли к Варне. Эскадра блокировала ее с моря, а затем 25 сентября флотский десант и сухопутные войска начали штурм Варны со всех сторон. Возможно, это событие и легло в основу представленного живописного произведения. 29 сентября Варна капитулировала, было взято 9 тысяч пленных и 291 орудия. Уже значительно позже 27 июля 1878, пережив многочисленные войны, Варна была окончательно освобождена русскими войсками от многовекового турецкого владычества и стала частью новой Болгарии.
М.Н.Воробьев был одним из ярких представителей романтического направления в пейзажной живописи. В данном произведении отразилось главное достоинство его творчества – умелое владение линейной и воздушной перспективой. Картина была написана для графа А.Х. Бенкендорфа и экспонировался на выставке ИАХ спустя год после ее создания, в 1830.
Воробьев Максим Никифорович (1787, Псков – 1855, Санкт-Петербург)
Живописец, рисовальщик и гравер.
С 1798 – воспитанник Императорской Академии художеств (ИАХ). Занимался архитектурой у Тома де Томона, пейзажной живописью – у Ф.Я. Алексеева и, вероятно, у М.М. Иванова. В 1810–1812 в качестве помощника Ф.Я. Алексеева участвовал в экспедиции по городам Средней России (Москва, Воронеж, Орел). В 1813–1814 написал картину «Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика XV…», за которую в 1814 получил звание академика. В 1817 направлен ИАХ «для снятия видов окрестностей Москвы». В 1820–1821 прикомандирован к дипломатической миссии Д.В. Дашкова, с которой путешествовал по Ближнему Востоку, Сирии и Палестине. Во время русско-турецкой войны 1828–1829 состоял при свите императора для написания этюдов, с которых по возвращении в Петербург исполнил ряд картин. Последние годы жизни работал преимущественно над итальянскими видами по этюдам, сделанным в окрестностях Рима и Палермо во время путешествия 1844–1845. С 1815 по 1855 преподавал в ИАХ, с 1823 – профессор. После смерти Ф.Я. Алексеева занял место руководителя класса перспективной живописи, а с 1826 – и пейзажного класса; с 1827 – советник по перспективной живописи, с 1843 – заслуженный профессор ИАХ.