Русский музей
Дополненная реальность

 

Светлый праздник нищего. 1860

Якоби В.И.
Холст, масло
92 х 76

Русский музей

Пост.: 1928 из ГМФ, Ленинград

Аннотация

Согласно В.В.Стасову, произведение Якоби в ряду других знаменует собой начало русского искусства. Известный критик утверждал, что искусство послепетровской России, только пройдя середину XIX века, стало достойно названия русского. Поражение царской России в Крымской войне послужило сигналом к началу общедемократического подъема, приведшего к крестьянской реформе 1861 (работа была написана за год до этого) и захватившего первые послереформенные годы. Русские просветители В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И Писарев были до конца последовательными врагами крепостничества и всех его порождений. Они твердо верили, что уничтожение крепостного права и упразднение всех его пережитков принесет с собой общее благосостояние. Развитие русской культуры в эпоху просветителей стояло под знаком борьбы ее передовых сил против всех бессмысленных средневековых стеснений человеческой личности. В этой борьбе самое горячее участие приняло молодое поколение русских художников 1860-х годов, к которым принадлежал и В.И. Якоби. Его работа, изображающая сцену в бедной крестьянской избе, посвящена раздумьям о судьбе обездоленного народа. Художник с явным сочувствием относится к крестьянам, но, по мнению отдельных исследователей ХХ века, излишняя подробность деталей в картине отвлекает внимание зрителя от идеи произведения. Тем не менее, современники высоко оценили произведение художника: почти сразу после написания Якоби получил золотую медаль второго достоинства.

Биография автора

Якоби В.И.

Якоби (Якобий) Валерий Иванович (1834, д. Кудряково Лаишевского уезда Казанской губернии – 1902, Ницца)

Живописец; автор картин на исторические сюжеты, жанрист. Учился в Казанской гимназии, Казанском университете. Бросил университет и находился в Симбирском ополчении во время Крымской войны (1854–1855). Учился в ИАХ (1856–1861) у А. Т. Маркова. Классный художник 1-й степени (1861). В 1861 году за картину "Привал арестантов" получил большую золотую медаль и право на заграничную поездку. Через год он отправился в путешествие, побывал во Франции, Италии, Швейцарии и Германии (1862–1868). Академик (1868), профессор (1871). Член-учредитель ТПХВ (1870). Преподавал в ИАХ (1878–1889), руководитель класса исторической живописи (с 1883). Член Совета ИАХ (1878). Комиссар русского художественного отдела на Всемирной выставке в Париже (1878). Член Общества выставок художественных произведений (1876–1890). Совершал почти ежегодные поездки в страны Южной Европы и Северной Африки (с 1880-х). Участник выставок с 1858.


© Русский музей 2013-2024