|
Клодт М.К.
Холст, масло
46 х 80
Русский музей
Пост.: 1923 из АХ
Деревенская природа – основная тема творчества М.К.Клодта. С особой убедительностью художник передавал особенности русского равнинного ландшафта. Живописец редко изображал лошадей и, как правило, только в сценах крестьянского труда, как в данной картине. (1871). Сюжет картины "На пашне" вызывает невольные ассоциации со знаменитым полотном А.Г.Венецианова, в котором звучит ощущение радости крестьянского труда, плодовитой щедрости природы. Образ природы в произведении М.К. Клодта приобрёл невиданную ранее эпическую широту не только по содержанию, но и по выразительным средствам. Вытянутый по горизонтали формат, снижение линии горизонта, мерный ритм удаляющихся от зрителя полос распаханной земли позволили художнику создать впечатление панорамного изображения с беспредельным пространством. Мастеру удалось тонко передать теплоту весеннего дня, пронизанного ярким солнечным светом. Холсты Клодта привлекают ясностью и скрупулезной точностью в передаче натуры. Изображения сельских тружеников на фоне бескрайних полей звучали своеобразным гимном человеку труда и, одновременно, "документальным" свидетельством безутешной крестьянской доли.
Клодт фон Юргенсбург Михаил Константинович (1832, Санкт-Петербург — 1902, Санкт-Петербург)
Живописец, педагог. Учился в Академии художеств (1851—1858) у М. Н. Воробьева, пенсионер Академии в Швейцарии и Франции (1858—1861). Академик живописи (1861), профессор пейзажной живописи (1864), член Совета Академии художеств (1871). Участник выставок с 1860: Академии художеств (1860—1885, с перерывами), Товарищества передвижных художественных выставок (1871—1878); Всероссийской в Москве (1882); всемирных: в Париже (1867, 1878), Лондоне (1872), Вене (1873), Филадельфии (1876). С 1871 — профессор Академии художеств.
Известный множеством пейзажей с мотивом коровьих стад, Клодт редко изображал лошадей и, как правило, только в сценах крестьянского труда ("На пашне", "Крестьянка у сломанной телеги со льном").