|
Дюпрессуар Ф.-Ж.
Бумага, раскрашенная литография
И.: 45,5 х 71,2. Л.:70,2 х 100,0
Русский музей
С оригинала П. Гресса
При преследовании неприятеля М.И.Кутузов следовал с основными силами российской армии параллельно Смоленскому тракту, по которому шло наполеоновское войско, с намерением "совершенно истребить" Великую армию на реке Березине. В районе правого притока Днепра реки Березина 14-17 (26-29) ноября 1812 проходили бои между русскими и французскими войсками. По замыслу российского командования Третья Западная армия адмирала П.В.Чичагова и войска генерала П.Х.Витгенштейна совместно с Финляндским корпусом генерала Ф.Ф.Штейнгеля, действуя с разных сторон на коммуникации противника, должны были выйти в район реки Березины и перерезать путь отступления главной группировке Великой армии, а главные силы русской армии под командованием М.И.Кутузова должны были преследовать неприятеля и завершить окружение.
К ноябрю 1812 г. основные элементы этого плана были выполнены. После боев под Красным, которые вел Кутузов, в распоряжении императора Наполеона оставалось под ружьем 37 тыс. человек против 120 тыс. русских. В такой сложной ситуации, используя в качестве главной ударной силы и прикрытия свежие части с флангов, Наполеон устроил ложную переправу у деревни Ухолоды. Таким образом, он смог ввести в заблуждение российское командование, беспрепятственно переправить через Березину наиболее боеспособные части, вырваться из «ловушки» и продолжить отступление.
Отсутствие общего руководства, несогласованность и разрозненность действий Чичагова и Витгенштейна позволили Наполеону переправить через Березину боеспособные силы, однако его потери составили от 25 до 40 тыс. человек. Русские войска захватили почти всю артиллерию неприятеля, обоз и большое число пленных. К сожалению, российское командование не смогло в полной мере реализовать план окружения противника. Но, несмотря на допущенные российскими военачальниками промахи, события при Березине имели катастрофические последствия для Великой армии, которая как военный организм с этого времени фактически перестала существовать.
Художник выбрал одно из переломных событий в истории России, полное трагических коллизий, столкновений могучих характеров, взрыва страстей. Он создал достоверные образы, обладающие большой силой наглядности, переживаний и мысли, подчеркнув несгибаемую силу русского характера.
Дюпрессуар Франсуа Жозеф (1800-1859)
Французский художник и литограф первой половины XIX столетия.