Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет царицы Натальи Кирилловны. Не ранее 1676 (24.01-09.02.1694(?)

Неизвестный художник
Холст, масло
126,5 x 95,5

Русский музей

Аннотация

Наталья Кирилловна Нарышкина (1651–1694) — дочь боярина Кирилла Полуектовича Нарышкина (1623–1691), постриженного в 1682 по требованию восставших стрельцов в Кирилло-Белозерский монастырь под именем Киприана. Воспитанница (до 1671) боярина А. С. Матвеева. С 1671 — царица, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I и царевен Натальи и Феодоры.
Изображена во вдовьем покрывале, которое могло появиться лишь после смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году. Однако существует обоснованное предположение, что портрет царицы мог быть исполнен живописцем Оружейной палаты Михаилом Чоглоковым сразу после ее смерти, последовавшей 25 января 1694, и закончен 9 февраля. Автор версии ссылается на обнаруженную И. Е. Забелиным челобитную художника, в которой сказано: «…писал я образ во успении государыни благоверной царицы и великой княгини Натальи Кирилловны на полотне персону живописным письмом…». Из челобитной, опубликованной исследователем раннего русского портрета Е. С. Овчинниковой, также следовало, что «Чоглоков работал над портретом Натальи Кирилловны у себя дома 9 дней, с 25 января по 6 февраля 1694 года» (Овчинникова. С. 123).
В последней трети XVII века живописный портрет «во успении» получает широкое распространение. Как писала автор атрибуции, «…в отличие от надгробного изображения, помещенного в среду храма и исполненного в традициях иконописного образа, живописный портрет „во успении“, написанный на холсте, в новой технике маслом, должен был находиться в светских хоромах для памяти потомков. Главным в нем была передача сходства, жизненного подобия, именно поэтому <…> портретируемые на персонах „во успении“ пишутся живыми» (Эпоха парсуны. С. 128, 249). Авторская живопись на лице, платье и руках сохранилась достаточно хорошо, наличие в ней авторских правок подтверждает оригинальность портрета.


© Русский музей 2013-2024