|
Неизвестный художник
Холст, масло
115 x 172
Русский музей
Справа на канапе сидит хозяин дома Иван Николаевич Дурново (1784–1850). Сын генерала от инфантерии, в возрасте двух лет был записан в лейб-гвардии Семеновский полк. Действительную военную службу начал в 1807 в боях с французами. В битве под Фридландом был тяжело ранен. В 1809 — полковник, в 1813 — генерал-майор. Участник Отечественной войны 1812 года. В 1821 вышел в отставку и жил в Москве, в 1844 переселился в Санкт-Петербурге. Напротив сидит Дмитрий Сергеевич Левшин (1801–1871). Много лет служил при Генеральном штабе. Генерал-лейтенант (1857). С 1858 — попечитель Харьковского учебного округа, в 1863 переведен на ту же должность в Москву, где одновременно занимал пост директора московского Публичного и Румянцевского музея (1864–1867). Награды Д. С. Левшина позволяют датировать картину: в декабре 1838 ему был пожалован орден Св. Станислава 3-й степени, в 1839 переименованный в орден Св. Станислава 2-й степени (крест на шейной ленте), с которым Левшин изображен на картине. Верхняя граница датировки определяется датой получения ордена Св. Георгия 4-й степени (1841), который у изображенного отсутствует. Был женат на племяннице И. Н. Дурново Наталье Михайловне (урожд. Петровская; 1806–1891). Она изображена сидящей на диване. Рядом с ней — сын Михаил и дочь Надежда.
У камина стоит Павел Дмитриевич Дурново (1804–1864) — сын обер-гофмаршала, участник русско-турецкой войны 1828–1829 годов. В 1830 женился на дочери светлейшего князя П. М. Волконского, что послужило началом его блестящей карьеры. Был известным коллекционером и любителем искусств.
Последние два персонажа определены предположительно: Сергей Алексеевич Левшин (1771–1847) — отставной капитан, отец полковника Д. С. Левшина, и Василий Петрович Наумов — зять Марии Николаевны Дурново, сестры хозяина дома.
Картина представляет собой превосходный пример интерьера в живописи, с портретами семьи, — популярного жанра первой половины XIX столетия. На основании комментария в каталоге Таврической выставки (1905) Р. И. Дашкина уточнила название и датировку полотна, а также имена и биографии изображенных.