Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет князя Н. Ф. Волконского. 1710-е — начало 1720-х

Неизвестный художник
Холст, масло
75 x 58

Русский музей

Аннотация

Никита Федорович Волконский, князь (1690-е (1693?) — не ранее 1732 (1740?) 1746?) — стольник. Родственник Романовых, приходился двоюродным братом царям Федору, Иоанну и царевне Софье. Точные даты жизни неизвестны. В младенчестве записан в Преображенский полк. В 1712, вместе с другими молодыми людьми, послан Петром I для обучения в Ревель, но доехал только до Митавы. В конце 1712 или в начале 1713 женился на дочери обер-гофмейстера двора герцогини Курляндской Анны Иоанновны и П. М. Бестужева-Рюмина Аграфене Петровне (? — 1732). Бестужев был фактическим резидентом Петра I в Курляндии, и Н. Ф. Волконский некоторое время служил в его канцелярии. В 1722 году Волконские переехали в Петербург. Князь Н. Ф. Волконский к дворцовой карьере не стремился. С приходом к власти императрицы Анны он был назначен шутом при ее дворе «по давнишней злобе к жене его Аграфене Петровне».
Судя по возрасту изображенного, портрет был исполнен в 1710-е — начале 1720-х годов. Датируется на основании характера костюма и прически, а также данных стилистического и технологического исследований. Как издавна считалось, портрет «написан художником безусловно одаренным, хорошо владеющим трудным ремеслом портретиста. <...> При всей официальной условности портрет привлекает свободной манерой исполнения, живостью форм, изысканным рисунком» (Собр. И. М. Воронова. С. 4). Известно, что портрет князя Н. Ф. Волконского без указания авторства экспонировался на Таврической выставке (Кат. Таврической выставки. С. 19. № 115). Он был отобран С. П. Дягилевым из имения Зубриловка, принадлежавшего князю А. А. Голицыну-Прозоровскому, и, выданный на выставку, избежал участи всего имущества Голицыных-Прозоровских, утраченного во время разгрома усадьбы в 1905 году. Однако дальнейшая судьба портрета неизвестна. Судя по фотографии «портретной залы» в Зубриловке, опубликованной в 1908 году (Верещагин. Вклейка между с. 146 и 147), композиционно он полностью соответствует портрету, находившемуся в собрании архимандрита Алипия. К сожалению, ни автор вступительной статьи к каталогу выставки в ГРМ, ни исследователь, позже занимавшийся изучением коллекции И. М. Воронова (Савицкая), ничего не сообщали о времени приобретения Алипием портрета Н. Ф. Волконского. Скорее всего, в собрании И. М. Воронова оказался именно портрет из Зубриловки.


© Русский музей 2013-2024