Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет царицы Марфы Матвеевны, вдовы царя Федора Алексеевича. Посл. четв XVII - начало XVIII века. Не позднее 1715 (?)

Неизвестный художник
Холст, масло
81 x 62

Русский музей

Аннотация

Марфа Матвеевна Апраксина (1664–1715) — дочь боярина Матвея Васильевича Апраксина и Домны Богдановны Ловчиковой. С 14 февраля по 27 апреля 1682 — царица, супруга царя Федора Алексеевича. Федор Алексеевич скончался 27 апреля того же года, оставив Марфу Матвеевну вдовой. Во вдовстве жила до конца дней. Сестра генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, А. М. Апраксина («Андрея Бесящего») и сенатора П. М. Апраксина (Хилимончик. С. 26–38).
Портрет царицы Марфы Матвеевны еще в девичестве, в кокошнике и роскошном одеянии, так называемый портрет с веером, практически современен ее овальному изображению. Автор его, возможно и иностранный живописец, безусловно, подвизался в живописной команде Оружейной палаты. Хотя веер не был характерной деталью допетровского быта, его «язык» был хорошо знаком в аристократических кругах. Известный исследователь моды Р. М. Кирсанова отмечает, что «положение веера — в левой или правой руке, открыт или закрыт, повернут к собеседнику лицевой или обратной стороной, могло говорить о многом. <…> Царица Марфа держит веер „стрелой“ — то есть он закрыт, находится в правой руке и повернут в сторону собеседника (в нашем случае — зрителя). Такое положение <…> означает любовь и расположение…». По мнению исследователя, портрет мог быть написан не позднее 28 февраля 1702 года, когда был издан очередной указ «О ношении парадного платья в праздничные и церемониальные дни» (Кирсанова. С. 38-39). Однако не вызывает сомнений, что этот портрет был написан при жизни царя Федора Алексеевича — не позднее 27 апреля 1682. После смерти мужа Марфа облачилась во вдовью, почти монашескую, одежду, хотя и не ушла в монастырь. В собрании ГРМ находится еще один предполагаемый портрет Марфы Матвеевны, на котором царица представлена именно в таком одеянии (Хилимончик. С. 26–38). В Кат. 1980 (С. 367. № 6543): Конец XVII века.


© Русский музей 2013-2024