|
Неизвестный художник
Холст, масло
62 x 51
Русский музей
Иконографический тип портрета Д. А. Ровинский определил как «версальский». По его сведениям, «версальский оригинал поясной, без рук; по преданию подарен Петром Людовику XV. <…> Другой портрет того же типа и в том же наряде, но поколенный, находится в Галерее Королевского замка в Берлине; по преданию он был подарен самим Петром Курфюрсту Саксонскому в 1701 году». (Ровинский. Том III. Стлб. 1609). Существует легенда, связывающая этот портрет с авторством И. Риго. В Версале в самом деле есть подобный портрет (холст, масло; 67 х 57), однако, по мнению французских коллег, его иконография восходит к портрету из собрания Государственного Эрмитажа, по традиции приписываемому Питеру ван дер Верфу (Ж-1854). Упомянутый в надписи на обороте титул «Император» не дает оснований датировать портрет 1720-ми годами, когда Петр I действительно получил право его носить: в Европе конца XVII — начала XVIII века титул «царь», как правило, переводился как «император» или «король». Кроме того, в 1720-е годы понятие «московит» выглядело анахронизмом. Проведенное в ГРМ технологическое исследование портрета позволило датировать его концом XVII века.