Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет князя Аникиты Ивановича Репнина (?). Не ранее 1693 - конец 1694(?)

Неизвестный художник
Холст, масло
181 x 128

Русский музей

Аннотация

Аникита Иванович Репнин (161(?)–1697) — с юношеских лет состоял при Петре I, помогая в создании «потешных» войск. Участвовал в Азовских походах 1695–1696. С 1699 — генерал-майор, с 1725 — фельдмаршал. В Северной войне командовал дивизией, приводил в порядок русские войска, отходившие после поражения под Нарвой (1700). Участник штурма Нотебурга (1702) и Нарвы (1704). В Полтавском сражении (1709) командовал центром русской армии, затем руководил осадой и взятием Риги. С 1719 — генерал-губернатор Лифляндии и в 1724–1725 — президент Военной коллегии.
Есть серьезные основания считать этот портрет — один из самых важных и высокохудожественных образцов парсуны — ранним изображением А. И. Репнина, среднего сына ближнего боярина и дворецкого царя Алексея Михайловича И. Б. Репнина и Н. Н. Плещеевой. Новое тщательное изучение портретов Репниных, предпринятое в процессе подготовки выставки "Неизвестный художник", подтверждает такое определение. Аниките Репнину в начале 1690-х было около 25 лет, что соответствует возрасту изображенного. Факты его биографии позволяют уточнить время написания портрета: он не мог быть создан раньше 1695, когда А. И. Репнин ушел с Петром в первый Азовский поход (Овчинникова. С. 121). Датировка портрета концом XVII века, помимо стилистических признаков, подтверждается и изучением холста: швы, соединяющие шесть отдельных кусков полотна в одно целое, «в точности повторяют прием соединения полотнищ парусного холста, существовавший в России в конце XVII — начале XVIII века», а «производство парусного полотна в Москве возникает около 1693 года» (Там же). Однако князь Иван Борисович, родившийся в 1615, не мог выглядеть так молодо в конце 1690-х, когда ему было около 80 лет. П. Н. Петров предполагал, что портреты Репниных являлись «копиями со старинных оригиналов» (Кат. Исторической выставки. С. 3. № 2; С. 4. № 3; С. 16). Однако эта версия маловероятна, ибо в первой половине XVII века, когда и царские портреты были раритетами, вряд ли могла появиться целая группа портретов родовитых, но неизмеримо ниже стоявших по статусу князей Репниных. Вероятность того, что портрет следует считать изображением Аникиты Ивановича, подтверждает деталь, до сего времени не привлекавшая внимания исследователей, — сабля: в 1685 году, при учреждении «потешной» роты в Преображенском, Аникита Репнин был назначен ее поручиком, в 1687 — произведен в полковники. По статусу он был обязан носить оружие (сабли, называемые чечуги, позволялось носить только солдату).
В Кат. 1980 (С. 366. № 6529): Парсуна князя Ивана Борисовича Репнина (161(?)—1697). Вторая половина XVII в. (?).


© Русский музей 2013-2024