Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет «патриарха» Милака - боярина М.Ф. Нарышкина. Между 1688 и 1692. Не позднее 1692 (?)

Неизвестный художник
Холст, масло
86,5 х 75

Русский музей

Аннотация

Матвей Филимонович Нарышкин (16(?)—1692) — родственник царицы Натальи Кирилловны. В 1674–1676 — воевода в Великом Устюге. С 1678 — дворянин московский, с 1686 — стольник, с 1688 — окольничий, с 1690 — боярин. Носил шутовской сан «патриарха» «Всепьянейшего собора всешутейшего князь-папы» и прозвище Милак. По-видимому, одно из самых ранних изображений «Преображенской серии». С именем Матвея Филимоновича Нарышкина его впервые соотнесли Н. М. Молева и Э. М. Белютин внимательным прочтением сочиненного самим Петром I в 1717 «чина поставления князь-папы». «Еже да поможет, — говорится в нем, — мне честнейший отец наш Бахус предстательством антицесарцев моих Милака и Аникиты, дабы их дар духа был сугуб во мне…». Авторы ссылаются на документы, опубликованные историком М. И. Семевским. Другими словами, новый шутовской патриарх просил благословения от своих предшественников — Матвея Нарышкина и Никиты Зотова. Подтверждение того, что патриархом Милаком назван боярин Нарышкин, обнаруживается в «Истории» дипломата и писателя Б. И. Куракина, который писал, что «окольничей, муж глупой, старой и пьяной, которой назван был патриархом…». Именно М. Ф. Нарышкин был окольничим с 1688 по 1690 год, следовательно, «поставление» первого патриарха и начало «соборов» относится именно к этому периоду. Обнаруженная в архивных документах дата смерти М. Ф. Нарышкина — 1692 год укрепляет уверенность исследователей в том, что портрет мог быть написан не позже этого времени (Гаврилова 1975. С. 45–75).
В отличие от других произведений серии, портрет М. Ф. Нарышкина не имеет надписи по верхнему краю. Однако исследования, проведенные в ГРМ художником-реставратором А. В. Мининым, выполненные им расчистки живописной поверхности и повторно сделанная рентгенограмма позволили обнаружить фрагменты букв и, кроме того, установить, что авторский холст был больше и имел прямоугольную форму, в которую был вписан овал.


© Русский музей 2013-2024