|
Неизвестный художник
Холст, масло
64 x 54
Русский музей
Арзамасская школа А.В. Ступина (?)
Пластическое решение, колористический строй, физиономические особенности «Портрета юноши в халате» весьма близки произведениям Николая Михайловича Алексеева (Сыромянского) (1814(13)–1880), художника, воспитанного Арзамасской школой А. В. Ступина. Однако авторство и персонификация произведения — предмет давних споров — требуют дополнительных исследований. Н. Н. Врангель считал эту картину автопортретом (?) О. А. Кипренского и относил к 1808. До 1955 года была принята атрибуция П. Е. Корнилова, считавшего это произведение автопортретом Н. М. Алексеева: такой вывод основывался на сходстве «Портрета юноши в халате» с «юношей в халате» на групповом портрете Ступина с учениками (1838, ГРМ, Ж-5253), автором которого он считал Н. М. Алексеева. Того же мнения придерживался А. Н. Бенуа (Бенуа. С. 90–91). Между тем Г. В. Смирнов, основываясь на почерпнутом из архивного документа личном свидетельстве Н. М. Алексеева о том, что на групповом портрете «изображены стоящими за Ступиным мальчик Александр и ученик Жуков» (РГИА, ф. 789, оп. 14, д. 11-А, л. 54), опроверг утверждение Корнилова и не нашел убедительного сходства достоверных автопортретов Н. М. Алексеева с «Портретом юноши в халате». Предложенная Корниловым датировка портрета «около 1840», когда Н. М. Алексееву было 24–26 лет, явно противоречит возрасту изображенного юноши. В результате атрибуционный совет ГРМ счел, что достаточных оснований считать «Портрет юноши в халате» автопортретом Н. М. Алексеева нет, и вывел данное произведение из числа его работ (Протокол АС от 21.02.1955). Между тем сегодня этот вывод не кажется бесспорным.