|
Неизвестный художник
Холст, масло
71,5 x 58,2
Русский музей
Мария Дмитриевна Мелиссино (урожд. Кацарева; 1740–1801) — жена генерала от артиллерии П. И. Мелиссино (1724-1797), мать генерал-майора А. П. Мелиссино (1759–1813).
Портрет поступил в ГРМ с авторством Лампи, но до 1955 приписывался В. Л. Боровиковскому. Выведен из числа работ Боровиковского, но с предложением двойного авторства: Боровиковский (?) — Лампи (?). При этом было отмечено, что «по живописной манере портрет ближе к произведениям Лампи, чем Боровиковского» (Протокол АС № 12 от 9.10.1955. С. 3). В монографии Т. В. Алексеевой также опубликован в разделе «Портреты, ошибочно приписываемые В. Л. Боровиковскому» (Алексеева Т. В. С. 385. № 545). Ранее считался работой Боровиковского. На Таврической выставке 1905 экспонировался как «Раб. В. Боровиковского (Лампи?). Собств. Александра Сергеевича Танеева в С.-Петербурге» (Кат. Таврической выставки. С. 23. № 138). Под именем И. Б. Лампи воспроизведен в издании великого князя Николая Михайловича (Вел. кн. Николай Михайлович. № 36).
В Кат. 1980 (С. 379. № 6766): Копия портрета 1794 работы И. Б. Лампи Старшего, находившегося в собрании А. А. Ватаци, Петербург. Есть основания считать его не копией, а вариантом.
Лампи Старший Иоганн Баптист (Lampi Jоhann Baptist I; 1751, Ромено, Южный Тироль — 1830, Вена). В России — 1792–1797. Живописец, миниатюрист. Портретист, автор картин на исторические и мифологические сюжеты. С 1770 по 1780 работал в Италии. С 1773 — член веронской Академии художеств. В 1781–1788 находился в Австрии. В 1786 — профессор венской Академии художеств. Работал в Польше по приглашению короля Станислава Понятовского. В 1792 принял приглашение Г. А. Потемкина и выехал в его ставку в Яссах. После смерти Потемкина переехал в Санкт–Петербург. С 1794 — почетный вольный общник ИАХ. С 1800 возглавлял совет Венской АХ.