|
Бурлюк Д.Д.
Холст, масло
97 х 131
Русский музей
Пост.: 1933 приобр. у М.В. Матюшина (Ленинград)
Футуризм был воспринят Бурлюком прежде всего – по его собственному признанию – как новое мироощущение, новая эпоха, разрушающая старые привычные формы. К выставке "Бубновый валет" в 1912 году им был специально разработан прием написания пейзажа с четырех точек зрения, нашедший свое выражение в программном произведении Бурлюка "Мост". С эпатирующей надписью на обороте холста по-французски: "низ картины" оно экспонировалось в 1912 на выставке "Бубновый валет" под названием: "Синтетический пейзаж: элементы неба в момент разложения плоскостей, интродуцированные в изображение с четырех точек зрения". Это было одно из тех квазинаучных названий, которые, по свидетельству Бенедикта Лившица, "надрываясь от хохота", придумывали братья Бурлюки.
Бурлюк Давид Давидович (1882, хутор Семиротовщина Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Украина) – 1967, Саутхэмптон, Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк)
Живописец, график, иллюстратор книг, поэт, автор манифестов и критических статей. Сын управляющего имениями, автора книг по агрономии и дворянки, художницы-любительницы. Учился в Казанской художественной школе (1898-1899) у К.Г.Л. Мюфке и Г.А. Медведева, Одесском художественном училище (1899–1900,1910–1911) у К.К. Костанди, Г.А. Ладыженского и А.А. Попова, в Мюнхене – в Королевской академии художеств у В. Фон Дица и в Школе А. Ашбе (1902–1904), в Париже – в студии Ф. Кормона (1904), в МУЖВ3 (1911–1914) У Л.О. Пастернака и А.Е. Архипова (исключен за пропаганду футуризма). На рубеже 1900-1910-х – один из лидеров литературно-художественного авангарда, организатор и участник его первых выставок: "Стефанос", "3вено" (Киев), "Венок-Стефанос", "Выставка современных течений в искусстве", "Треугольник – Венок-Стефанос". Работы экспонировались на выставках "Салона" С. К. Маковского (1909), I и II "Салонов" В. А. Издебского, "Союза молодежи", "Бубнового валета", "Мира искусства" и др. В 1910 – основатель первого объединения футуристов "Гилея" ("будетляне"). В сентябре 1922 поселился в Нью-Йорке; писал картины, выступал с лекциями в рабочих клубах, входил в литературную группу "Серп и молот" и в Клуб Джона Рида. Участвовал в групповых выставках, в том числе русского искусства: Нью-Йорк (1923), Уилмингтон (1932). Почти ежегодно устраивал персональные выставки в Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго, Сан-Франциско и др. городах США. Вместе с женой основал "Издательство М. Н. Бурлюк", выпускавшее книги прозы, стихов, публицистики, мемуаров. В 1930–1967 издавал журнал "Color апd Rhyme", в котором публиковал автобиографические материалы и дневники. В 1950-е построил дом в Хэмптон-Бейс (Род-Айленд), открыл в нем собственную галерею. В 1956 и 1965 посетил СССР. В 1962 совершил кругосветный туристический круиз, провел персональные выставки в Брисбене (Австралия) и Мюнхене. Две выставки в Санкт-Петербурге (1995 и 2000) прошли в Русском музее. Представлен во многих музеях и частных коллекциях России, США и других стран.