Русский музей
Дополненная реальность

 

Лошадь-молния. 1907 (?)

Бурлюк Д.Д.
Холст, масло
62 х 68

Русский музей

Пост.: 1933 приобр. у М.В. Матюшина (Ленинград)

Аннотация

В картине „Лошадь-молния“ использован главный новаторский прием кубофутуристов — пространственный сдвиг формы. Художник разделяет плоскость холста на цветные сегменты, которые приобретают самоцельность, цветоформы начинают работать независимо от сюжетной линии. Связующим между формой и содержанием служит колорит, он удерживает смысловую нить — синяя ночь с желтой вспышкой молнии. Острым контрастным сопоставлением цветов достигается усиление декоративного эффекта.

Лошадь была "героем" раннего творчества Д. Бурлюка, постоянно сопровождала его живопись в эволюции от неопримитивизма к футуризму. Лошадь не связана с традиционными образами русских песен и баллад, с поэзией троек. Как и его единомышленников по "Гилее", художника влекло к коням свойственное им природное, диковатое, вольное и стихийное начало. Оно ассоциировалось с идеей о некогда существовавшей в Причерноморье великой архаической степной цивилизации скифов. "Лошадь-молния" — одна из тех картин, которыми смелый экспериментатор и борец со стереотипами в мышлении эпатировал русскую публику. Доведенное до своеобразной формулы изображение лошади выключено им из реального течения жизни (о нем напоминает условно написанное голубое дерево) и помещено в среду цветовых плоскостей. Взятые в прихотливых сочетаниях, порой пересекающиеся, они вызывают иллюзию глубины и световоздушной вибрации.

Биография автора

Бурлюк Д.Д.

Бурлюк Давид Давидович (1882, хутор Семиротовщина Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Украина) – 1967, Саутхэмптон, Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк)
Живописец, график, иллюстратор книг, поэт, автор манифестов и критических статей. Сын управляющего имениями, автора книг по агрономии и дворянки, художницы-любительницы. Учился в Казанской художественной школе (1898-1899) у К.Г.Л. Мюфке и Г.А. Медведева, Одесском художественном училище (1899–1900,1910–1911) у К.К. Костанди, Г.А. Ладыженского и А.А. Попова, в Мюнхене – в Королевской академии художеств у В. Фон Дица и в Школе А. Ашбе (1902–1904), в Париже – в студии Ф. Кормона (1904), в МУЖВ3 (1911–1914) У Л.О. Пастернака и А.Е. Архипова (исключен за пропаганду футуризма). На рубеже 1900-1910-х – один из лидеров литературно-художественного авангарда, организатор и участник его первых выставок: "Стефанос", "3вено" (Киев), "Венок-Стефанос", "Выставка современных течений в искусстве", "Треугольник – Венок-Стефанос". Работы экспонировались на выставках "Салона" С. К. Маковского (1909), I и II "Салонов" В. А. Издебского, "Союза молодежи", "Бубнового валета", "Мира искусства" и др. В 1910 – основатель первого объединения футуристов "Гилея" ("будетляне"). В сентябре 1922 поселился в Нью-Йорке; писал картины, выступал с лекциями в рабочих клубах, входил в литературную группу "Серп и молот" и в Клуб Джона Рида. Участвовал в групповых выставках, в том числе русского искусства: Нью-Йорк (1923), Уилмингтон (1932). Почти ежегодно устраивал персональные выставки в Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго, Сан-Франциско и др. городах США. Вместе с женой основал "Издательство М. Н. Бурлюк", выпускавшее книги прозы, стихов, публицистики, мемуаров. В 1930–1967 издавал журнал "Color апd Rhyme", в котором публиковал автобиографические материалы и дневники. В 1950-е построил дом в Хэмптон-Бейс (Род-Айленд), открыл в нем собственную галерею. В 1956 и 1965 посетил СССР. В 1962 совершил кругосветный туристический круиз, провел персональные выставки в Брисбене (Австралия) и Мюнхене. Две выставки в Санкт-Петербурге (1995 и 2000) прошли в Русском музее. Представлен во многих музеях и частных коллекциях России, США и других стран.


© Русский музей 2013-2024