|
Мраморный дворец возводился в 1768–1785 гг. по проекту архитектора А. Ринальди. По желанию первого владельца дворца Г.Г. Орлова, восхищавшегося талантом Ринальди, на стене напротив входа был установлен портрет зодчего. Мраморный дворец известен, прежде всего, тем, что при облицовке стен и отделке архитектурных деталей впервые в строительной практике Петербурга был применен естественный камень. Насчитывают до семи сортов мрамора, преимущественно отечественных месторождений, открытых в 1760-х гг. по берегам Ладожского и Онежского озер. Необычным даже для европейской архитектуры было использование медных и железных оконных рам, на изготовление которых ушло 12 лет. По распоряжению императрицы крыша была покрыта медью, в связи с чем для производства нужного количества листовой меди на Сестрорецких оружейных заводах было создано особое производство. Мраморный дворец поражал современников своей роскошью, не случайно его называли огромной шкатулкой с драгоценностями. Граф Григорий Орлов не жил во дворце ни дня. Он умер в 1783 г., когда окончательная отделка интерьеров дворца была еще не завершена.
В 1832 г. во владение дворцом вступил великий князь Константин Николаевич, второй сын императора Николая I, меценат и коллекционер. Многие живописные произведения из его коллекций находятся в собрании Русского музея. Великий князь увлекался музыкой и литературой. В Мраморном дворце проводились концерты с участием М.А. Балакирева, А.Г. Рубинштейна, Н.А. Римского-Корсакова, устраивались балы. На балу 1856 г. впервые в России выступал Иоганн Штраус. В это время была предпринята капитальная реконструкция дворца. По проектам А.П. Брюллова были заново оформлены интерьеры залов Мраморного дворца, при этом предпочтение отдавалось позднему ренессансу, готике, рококо.
В 1892–1915 гг. владельцем дворца был сын Константина Николаевича – Константин Константинович Романов, президент Российской Академии наук, известный поэт и переводчик произведений Гете, Шиллера, Шекспира. Во дворце сохранялась творческая атмосфера прошлых лет. Здесь бывали известные поэты, композиторы, государственные деятели.
В 1937 г. в здании открыли Музей В.И. Ленина, перестроив жилые помещения по проекту архитектора Н.Е. Лансере. В годы существования музея декоративная отделка исторических интерьеров была скрыта или полностью утрачена. Переделки практически не затронули только Парадную лестницу и Мраморный зал, сохранившие, в основном, авторскую отделку А. Ринальди. В 1992 г. Мраморный дворец был передан Государственному Русскому музею. С этого времени ведутся исследовательские и реставрационные работы по воссозданию исторических интерьеров дворца. Место броневика заняла конная статуя Александра III работы П.П. Трубецкого, сохраненная Русским музеем после демонтажа памятника.
Брюллов Александр Павлович (1798, Санкт-Петербург – 1877, Санкт-Петербург)
Архитектор, художник-портретист.
Сын скульптора-орнаменталиста П.И.Брюлло, старший брат художника К.П. Брюллова. С 1810 по 1821 учился у отца в Императорской Академии художеств. Вместе с братом послан Обществом поощрения художников за границу пенсионером. Работал преимущественно в Италии. В 1829 вернулся в Россию. По его проектам в Петербурге построен Михайловский театр, лютеранская церковь Св. Петра, здание Пулковской обсерватории, Штаб Гвардейского корпуса и другие здания. В 1837 участвовал в воссоздании уничтоженных пожаром интерьеров Зимнего дворца. Мастер акварельного портрета, автор литографированных видов Петербурга. С 1831 по 1871 преподавал в архитектурных классах Императорской Академии художеств. В 1831 – академик, с 1832 – профессор. Похоронен с женой Александрой Александровной (урожд. баронессой Ралль) на городском кладбище в Павловске.
Антонио Ринальди (около 1710 - 1794)
Итальянский архитектор.
В 1751-1790 работал в России. Павильон «Катальная горка» (1762-1774) и Китайский дворец (1762-1768) в Ораниенбауме, с их пластическим богатством и декоративной изощрённостью, связаны с традициями рококо. Сдержанные, ясные формы Мраморного дворца в Санкт-Петербурге (1768-1785) и дворца в Гатчине (1766-1781) знаменуют переход Ринальди к классицизму.