|
Федотов Никифор
Дерево, роспись
103 х 24 х 59
Пост. в 1968 из экспедиции в Архангельскую обл.
Мезенская роспись отличается сочетанием древности и современности. В суровости ее цветового строя, в рисунке орнамента, в четком членении узора рядами проявились отголоски древнего геометрического стиля. Можно предполагать, что роспись пришла на смену резьбе, сохранив ее рисунок и композицию. В то же время характер письма, манера быстрого нанесения штрихов и росчерков черной краской, полос и пятен коричневой, эскизные изображения коней, оленей и птиц — все это говорит о приемах своеобразной скорописи, сформировавшейся в условиях промысла. Центром его было село Палащелье, где с середины XIX века по 1930-е годы расписывали ковши, ложки, короба, лукошки и особенно прялки. Долгими суровыми зимами жи-вописным мастерством здесь занимались целые семьи. Расписанные предметы везли большими возами на ярмарки и базары, и расходились они по всему Северу: не случайно мезенские прялки бытовали на огромных пространствах от Печоры на востоке до Онеги на западе.
Главный предмет, в котором с особой полнотой проявилось искусство мезенской росписи, — прялка. На лицевой стороне лопасти прялки узор располагается поярусно. Вверху ряды птиц. Ниже, среди полос геометрического орнамента, ряды оленей и коней. Волнообразный ритм бега животных согласован с ритмами геометрических узоров, уводящих к истокам росписи, к древнему геометрическому стилю в резьбе по дереву, в вязании, ткачестве, к традициям соседей — коми и ненцев. На древность происхождения указывает и техника — рисунок палочкой и расщепленным птичьим пером прямо по дереву сажей, красной глиной или суриком, на растворе смолы лиственницы в горячей воде. Закреплялась роспись покрытием олифой.