|
Русский музей
Матрешка. 1967
Дерево, точение, роспись. 12,7 х 6,8
Р-3708
Матрешка. 1963
П. Е. Сентюрев (?) (1901-1978), А. П. Сентюрева (род. 1945)
Дерево, точение, роспись. 13 х 7,4 х 5,6
Р-3260
Кукла-матрешка стала сегодня едва ли не национальным символом России. Между тем эта игрушка возникла лишь в конце XIX века трудами профессионального художника С. В. Малютина, использовавшего занятную вместительную форму одной из японских кукол и придумавшего роспись, условно передающую облик русской красавицы в народном костюме. С тех пор матрешки делают во многих местностях.
В 1920-х годах в Вознесенском районе Горьковской области, в большом селе Полховский Майдан потомственные токари перешли на выделку игрушек "тарарушек“, поначалу украшенных способом выжигания. Лишь в 1930-е годы стали делать игрушки с росписью анилиновыми красками на крахмальном грунте.
Для майданских "тарарушек“ характерны строгие, простые токарные формы предметов – цилиндрические коробки разных размеров, солонки в виде яблока, грибы-копилки, матрешки, погремушки, свистульки-птички. Формы их всегда округлы, что обусловлено токарным способом изготовления, а роспись удивительно увязана с формой и вкомпонована в отведенные ей поверхности. Роспись исполняется двумя способами. В основе одного – рисунок пером черной тушью, так называемая наводка. Ею создаются контуры композиции, которую затем расписывают в несколько приемов. Другой способ состоит в письме без контура, плотными мазками краски не только по крахмальному грунту, но и по цветным фонам. В росписи преобладают растительный орнамент и пейзажи. Крупные розы и маки соседствуют с мелкими веточками с бутонами и ягодами.