Русский музей
Дополненная реальность

 

Игрок, сжимающий голову руками. 1851-1852

Федотов П.А.
Бумага синяя на картоне, итальянский и цветной карандаши, мел
32 х 40

Русский музей

Аннотация

Этюды для картины "Игроки“

В 1840-е годы бытовому жанру еще существенно недоставало психологизма. Художники больше пользовались "описательностью“ в изображении жизненных, даже драматических ситуаций. Но постепенно эта особенность 40-х годов перерастет как бы в свою противоположность. Расстояние во времени между федотовскими сепиями ("Магазин“, "Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант“, "Следствие кончины Фидельки“, все — ГТГ), исполненными в 1844–1846 годах, и этюдами для картины "Игроки“ немногим более пяти лет. И в то же время между этими произведениями — эпоха.
В "Игроках“ выразилось то, к чему будет идти русское искусство вплоть до Н. Н. Ге с его циклом "Христос и Пилат“. Преодоление литературности, повествовательности, свойственной 40-м годам, займет несколько десятилетий.

Биография автора

Федотов П.А.

Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)
Живописец, рисовальщик, жанрист-портретист. Академик Императорской Академии художеств (с 1848).
Родился в Москве. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. С 1835 посещал с перерывами вечерние классы Академии художеств.
В 1843 вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству, чему во многом способствовал И.А. Крылов. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А.И. Зауервейда, пользовался советами К.П. Брюллова. Вместе с гравером Е.Е. Бернардским работал над сюитой "Нравственно-критические сцены из обыденной жизни" (1848–1849).
Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве.


© Русский музей 2013-2022