Русский музей
Дополненная реальность

 

Автопортрет и другие наброски. 1846-1847

Федотов П.А.
Бумага, графитный карандаш
29,2 x 20

Русский музей

Аннотация

Внимательное, пристальное проникновение в мир глубоких размышлений отличает этот автопортрет Федотова. При этом художник тщательно воссоздает весь облик человека, видимого им в зеркале. Перед зрителем предстает он, Федотов, наружность которого, как описывал ее П. П. Соколов, "была очень симпатична, карие глаза его добродушно смотрели и как будто все время улыбались, но эта улыбка прикрывала наболевшую душу талантливого человека. Волосы были темные, коротко остриженные, руки тонкие, женственные…“.
"Автопортрет“ Федотова, несмотря, а может быть и вопреки своему миниатюрному размеру (около 7 x 4 см) и непритязательной набросочности,— произведение особое. В нем, как в "Игроках“, "Анкор, еще Анкор“, художник переступил грань своего времени. "Автопортрет“ выделяется на фоне тех лет прежде всего остротой и обнаженностью характеристики, отсутствием игровых элементов или идеализации, свойственных большинству автоизображений той поры.

Биография автора

Федотов П.А.

Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)
Живописец, рисовальщик, жанрист-портретист. Академик Императорской Академии художеств (с 1848).
Родился в Москве. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. С 1835 посещал с перерывами вечерние классы Академии художеств.
В 1843 вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству, чему во многом способствовал И.А. Крылов. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А.И. Зауервейда, пользовался советами К.П. Брюллова. Вместе с гравером Е.Е. Бернардским работал над сюитой "Нравственно-критические сцены из обыденной жизни" (1848–1849).
Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве.


© Русский музей 2013-2022