|
Толстой Ф.П.
Бумага, акварель, гуашь, перо, тушь
14,6 х 18
Русский музей
В обманках Толстого, действительно, клубника и виноград, ландыши и мухи переданы абсолютно натурально. И вместе с тем изображения затеяны художником, конечно же, не ради иллюзии или копирования. "Обманки“ Толстого существенно отличаются от штудий с натуры, сделанных художником для ее познания. В "Цветке, бабочке и мухе“ и других произведениях такого рода есть оригинальная художественная идея. "Обманки“ Толстого — это своеобразная игра, "соревнование“ искусства и природы. Их эффект построен на совмещении разных фактур и принципов рассмотрения изображения. Одни предметы представлены увиденными обычным глазом; другие, здесь же, рядом,— как бы через увеличительное стекло. Художник словно играет контрастами, масштабами форм и фактурами, являя свое искусство подражания, но не натуре, а творческой изощренности природы, ее искусности.
Толстой Федор Петрович (1783, Санкт-Петербург –1873, Санкт-Петербург)
Скульптор, мастер медальерного дела, живописец, рисовальщик, театральный художник, мастер силуэта.
Академик Императорской Академии художеств (с 1809).
Почетный член Флорентийской Академии художеств.
Родился в Петербурге в семье графа П. Толстого. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, откуда был выпущен мичманом. В 1804 вышел в отставку. Учился в медальерном классе Академии художеств у И.П. Прокофьева (с 1804), пользовался советами О.А. Кипренского. Служил в Эрмитаже (1806), впоследствии был медальером Монетного двора. Преподавал в Академии художеств (с 1825), профессор медальерного (с 1842) и скульптурного (с 1849) классов. Вице-президент Академии художеств (1828–1859). Был участником движения декабристов, председателем Коренного Совета Союза Благоденствия.
Вошел в историю русского искусства прежде всего серией медальонов, посвященной Отечественной войне 1812 года, над которой работал в течение 23 лет.