|
Орловский А.О.
Бумага, акварель, графитный и итальянский карандаши, белила
16,7 х 12,4
Русский музей
Новым явлением в русском изобразительном искусстве начала XIX века был шарж. Этот вид комического близок к карикатуре, но отличается от нее большим подобием и детальностью, отсутствием осуждения. Королем шаржа в начале XIX века был Александр Орловский. Известно много блестящих портретов-шаржей, исполненных им. Не один раз рисовал он архитектора Кваренги. Кваренги Джакомо (1744-1817) — архитектор, рисовальщик. В 1760-х работал в Италии. В 1779 по приглашению императрицы Екатерины II приехал в Россию, где прожил до конца жизни. Его крупнейшие постройки связаны с Петербургом и окрестностями: Эрмитажный театр, Академия наук, Конногвардейский манеж, Смольный институт, Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец и парковые павильоны в Царском Селе. Почетный вольный общник (с 1805) ИАХ.
Орловский Александр Осипович (1777, Варшава – 1832, Санкт-Петербург)
Рисовальщик, литограф, живописец; жанрист, портретист, пейзажист, баталист, анималист.
Жил и работал в Петербурге (с 1802), где состоял в штате великого князя Константина Павловича. Академик (1809) за картину «Бивуак казаков» (ГРМ). Автор первой русской художественной литографии (1816). В конце 1810-х – 1820-х исполнил несколько серий литографий, посвященных сценам из русской народной жизни, пользовавшихся большим успехом.