Русский музей
Дополненная реальность

 

На Сенном рынке. Между 1823 и 1826

Венецианов А.Г.
Бумага голубая, итальянский карандаш
20,8 х 27,5

Русский музей

Аннотация

Отдельные попытки высвободить бытовую тему в самостоятельную были сделаны А. Г. Венециановым уже в середине 1820-х годов. В его рисунках складывается определенная концепция жанра, и быт как таковой обретает самостоятельное звучание.
Для художника, судя по "Петербургской серии“, уже в середине 1820-х годов было важно показать многолюдье так, чтобы все были похожи "не только лицами, но корпусом, привычками держать себя, манером одеваться“.
Венецианов, в отличие от многих своих предшественников и современников, как писал А. Н. Мокрицкий, "за красивым штрихом не гонялся“. Понимая богатство русской натуры, он сам "доискивался, как изображать то, что видел“. Трудность для него, как и для других, заключалась в том, чтобы научиться передавать похоже простые движения, бесхитростность поз, "оригинальность русского склада и пригонки костюма“, "неизящность одежды“ — то, что составляло существо реальной натуры.

Биография автора

Венецианов А.Г.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780, Москва - 1847, село Поддубье Тверской губ.)
Живописец, жанрист, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (1811).
Родился в Москве в купеческой семье. В 1802 переехал в Петербург. С 1807 по 1819 состоял на государственной службе - служил чиновником в Почтовом, а затем Лесном департаментах. Живописью стал заниматься поздно, самостоятельно. Брал уроки у В.Л. Боровиковского, копировал картины в Эрмитаже. Творческую деятельность начал как портретист. В 1807 предпринял издание сатирического журнала, который был запрещен правительством. В 1812-1813 участвовал в создании большой серии карикатур на события войны с Наполеоном. Сделал много рисунков на бытовые темы.
С 1819 - в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. Автор ряда записок об искусстве и о методах преподавания. С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.


© Русский музей 2013-2022