|
Пейзаж с бурлаками. Первая половина 1810-х

Кипренский О.А.
Бумага, акварель, бистр, кисть, перо, белила
20 x 24
Русский музей
Аннотация click to expand contents
Один из самых известных графических листов Кипренского. Мотив реки как символа жизни и медленно движущейся по ней барки, которую тащат бурлаки, — явная метафора художника-романтика. Примечательно, что, в отличие от пейзажей XVIII столетия и многих видов первой половины XIX века, это изображение Кипренского почти моно-хромно. Оно исполнено на небольшого размера листе бумаги бледно-желтого цвета, покрыто голубой акварелью, по которой нарисована вся сцена. Белила создают эффект лунных отсветов. В сравнении с пейзажами XVIII века, композиция которых вмещала в себя весь мотив, Кипренский резко обрезает изображение по краям, очерчивая его пе-ровой рамой. Такая незавершенность, случайность изображенного момента — тоже одна из черт романтического отражения мира. Художник как бы выхватывает мгновенья из потока жизни.
Биография автора click to expand contents
Кипренский О.А.
Кипренский Орест Адамович (1782, Мыза Нежинская Оренбургского уезда Санкт-Петербургской губ. – 1836, Рим)
Живописец-портретист, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1812). Профессор (с 1831).
Родился в усадьбе Нежинская Петербургской губернии. Сын дворового человека Адама Швальбе (по другой версии отцом художника был помещик А.С.Дьяконов) и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. С 1788 учился в Академии художеств у Г.И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуайена (1788–1803). Работал как портретист в Москве, Твери и Петербурге, преподавал. В 1816–1823 совершенствовался в Италии и Франции. С 1828 до конца жизни жил и работал в различных городах Италии: в Риме, Неаполе, Флоренции, Милане.
Крупнейший мастер романтического портрета, автор целой галереи графических и живописных портретов современников.