|
Рабус К.И.
Холст, масло
134 х 112
Русский музей
На картине изображена одна из главных башен Московского Кремля со Спасскими или Святыми воротами. Построенная в XV веке и перестроенная в XVII, башня эта получила название в память чудотворной иконы Спасителя. Для своего изображения Рабус выбрал ночь. Таинственно-романтическое лунное освещение придает древней святыне торжественность и величавость. Перед воротами видны две часовни — правая с образом Спасителя, левая — Богоматери Одигитрии. Над воротами горит лампада, на переднем плане — коленопреклоненные фигуры.
РАБУС Карл Вильгельм Иванович (Rabus Karl Wihelm) (1800, Санкт-Петербург - 1857, Москва)
Живописец. Пейзажист, автор городских видов, акварелист. Педагог, теоретик искусства. Отец художника, согласно одним источникам, - гувернер при воспитанниках ИАХ, согласно другим, - субинспектор в ИАН. В семь лет остался круглым сиротой. По последней воле отца опекуны поместили его пенсионером в ИАХ. Учился в ИАХ в 1810-1821, с 1816 у М. М. Иванова. Окончил курс со второй золотой медалью. Много путешествовал. По окончании ИАХ жил на Украине и в Крыму. В 1827 за "Вид Гурзуфа в Крыму" получил звание академика. В этом же году посетил Крым, затем Одессу, Константинополь и Грецию. Объехал Италию, Австрию, Швейцарию и Германию. Среди знакомых Рабуса были немецкие художники (П. Корнелиус, Ф. Шнорр и др.), литераторы (Л. Тик) и ученые (Г. Рейхенбах). С 1834 жил в Москве. Был преподавателем перспективы в Кремлевском архитектурном училище и Константиновском межевом институте, перспективы и "видописной живописи" в МУЖВ и в Строгановской рисовальной школе. Создал собственные курсы перспективы, теории красок и истории искусства. Среди его учеников были А. К. Саврасов, С. М. Шухвостов, Л. Л. Каменев, М. И. Бочаров и др.