Русский музей
Дополненная реальность

 

Цветы и фрукты на рояле. 1904

Грабарь И.Э.
Холст, масло
79 х 101

Русский музей

Пост.: 1925 из Ярославской художественной галереи; ранее – собр. Л.И. Горячевой-Мещериной (Москва); Н.В. Мещерина (Москва)

Аннотация

В конце 1903 произошло важное событие для И.Грабаря: он познакомился с живописцем и предпринимателем Н.В.Мещериным, сыном основателя Даниловской мануфактуры и был приглашен в имение Дугино, которое находилось к югу от Москвы, в красивейшем месте на реке Пахра. В этих местах И.Грабарь провел более десяти лет и написал все свои шедевры 1900-х. Здесь же, в Дугино, были созданы и первые натюрморты, сразу принесшие признание мастеру. Для создания одного из самых прославленных натюрмортов "Цветы и фрукты на рояле" мастеру потребовалось всего четыре дня. Натюрморт, написанный многоцветными мазками, пронизан светом и воздухом, он с успехом был показан на выставках, устроенных Дягилевым в Петербурге, Париже и Берлине, а также на Международной выставке в Венеции. Фрагментарная композиция полотна, борьба света и тени, выразительная фактура дают ощущение изменчивой среды, полной динамики и пульсации жизни. Холст был подарен автором своему другу и благодетелю Н.В. Мещерину.

Биография автора

Грабарь И.Э.

Грабарь Игорь Эммануилович (1871, Будапешт, Венгрия – 1960, Москва)
Живописец; историк искусства, художественный критик, музейный работник, реставратор, педагог.
Родился в Будапеште. Окончил юридический и историко-филологический факультеты Петербургского университета (1889–1896). Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894–1896) у И. Е. Репина, в школе А. Ашбе (1896–1898) в Мюнхене. На протяжении 1896–1900 изучал мировое искусство по Европе. В Италии его потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже – работы импрессионистов и постимпрессионистов. В 1900 возвращается в Россию. В Подмосковье, учитывая достижения французских импрессионистов, пишет на открытом воздухе пейзажи «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (1904) и натюрморты «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907).
Член «Мира искусства» (1901, 1910), Союза русских художников (1903), пожизненный член Осеннего салона в Париже (1906). Участник выставок с 1898: «Мир искусства» (1902–1906, 1912–1922), СРХ (1903–1909), «Московские живописцы» (1925); Международных в Дюссельдорфе (1904), Венеции (1907, 1924), Риме (1911), Мальмё (1914). Преподавал в совместной школе Ашбе – Грабаря (1898–1901) в Мюнхене.
1910–1923 – период увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Осуществил издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909–1916), написал для нее важнейшие разделы, опубликовал монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане. В 1913–1925 возглавлял Третьяковскую галерею, значительно изменив принципы музейной работы. После революции многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 по его инициативе созданы Государственные центральные художественные реставрационные мастерские (1918–1930, директор). С 1924 и до конца 1940-х вновь много занимался живописью, особенно увлекался портретом.


© Русский музей 2013-2021