Русский музей
Дополненная реальность

 

Прометей. 1769

Гордеев Ф.Г.
Гальванопластика
59 х 85 х 62

Русский музей

Аннотация

Первая работа скульптора несет в себе много барочных черт. При сложности силуэта в ней чувствуется внутренняя экспрессия и динамика. Титан Прометей — один из самых замечательных героев античных сказаний. Он не только дал людям знание многих наук и ремесел, но и похитил для них огонь из кузницы Гефеста. Это вызвало гнев Зевса, который, опасаясь, что овладевшие огнем люди станут сильнее богов, обрек титана на мучительную пытку: велел приковать Прометея к скале и каждый день присылал орла выклевывать у него печень, отраставшую за ночь. Лишь благодаря Гераклу Прометей получил освобождение.
В античном мифе о герое художник выбирает сюжет о его наказании богами. Тема подвига во имя людей, жертвенного страдания за их счастье раскрыта с большой пластической силой.
Отлив XIX века.

Биография автора

Гордеев Ф.Г.

Гордеев Федор Гордеевич (1744, Царское Село(?) - 1810, Санкт-Петербург)
Скульптор. Наряду с Ф.И. Шубиным – один из первых воспитанников созданной в Петербурге Академии художеств. Он был принят в 1759 и учился в скульптурном классе у Н.-Ф. Жилле. Окончил академический курс в 1767 и был командирован как пенсионер Академии сначала в Париж, а затем в Рим. Стажируясь у признанного мастера скульптуры рококо Ж.-Б. Лемуана, воспринял основные идеи и ведущие стилистические тенденции эпохи. Уже тогда, под воздействием пластики барокко с ее бурной страстностью, начал складываться его собственный творческий метод.
В Париже Гордеев выполнил одно из первых наиболее ярких произведений — скульптурную группу «Прометей» (1769). По возвращении в 1772 в Петербург Гордеев работает в Академии: помогает своему учителю Жилле, а с 1777 становится руководителем скульптурного класса, первым русским профессором скульптуры. За долгие годы он воспитал целую плеяду ваятелей (среди них И.П. Прокофьев, П.П. Соколов и др.). С 1802 и до конца дней — ректор Академии художеств. Наиболее ярко Гордеев проявил себя в области мемориальной пластики (надгробия Н.М. Голицыной (1780), А.М. Голицына (1788) и Д.М. Голицына (1799)). Более 30 лет руководил работой по отливке памятников и статуй для Петербурга, его окрестностей и других городов России. Выполнил большое количество восковых моделей античных статуй, по которым были сделаны бронзовые отливки для украшения парков и пригородов Петербурга.


© Русский музей 2013-2024