|
Прокофьев И.П.
Мрамор
65 х 54 х 55
Русский музей
Произведение овеяно тонким ощущением и чувством природы. Скульптор обладает богатым даром композиции и отлично передает особенности статичного человеческого тела, в любой момент готового к энергичному движению.
Морфей — в античной мифологии бог сновидений.
Прокофьев Иван Прокофьевич (1758, Санкт-Петербург - 1828, Санкт-Петербург)
Скульптор.
Учился ваянию в Академии художеств (1764—1779) у Н.-Ф. Жилле и Ф.Г. Гордеева. Затем стажировался в Париже (1779—1784) под руководством П. Жюльена. В 1784 получил звание назначенного за скульптуру «Морфей», а в 1785 за статую «Актеон» произведен в академики. В выразительности передачи динамичного движения фигур Прокофьев превзошел всех своих современников. Особое место в его творчестве занимают эскизы, пластические идеи которых остались нереализованными («Волхов и Нева», 1801; «Триумф Нептуна», 1817, и др.).
В 1806—1807 создал 15-метровый рельеф «Поклонение медному змию», установленный на аттике Казанского собора в Петербурге. Исполнил рельефы для Павловского дворца (1797—1798) и Михайловского замка (1799), в 1800—1804 работал над декоративными статуями Большого каскада в Петергофе. Прокофьев работал и над портретами. В парных бюстах конференц-секретаря Академии художеств А.Ф.Лабзина и его супруги (терракота, 1802, ГРМ) тонко передал характеры своих моделей.
Творчество Прокофьева оказало значительное влияние на дальнейшее развитие русской скульптуры. Более сорока лет, занимаясь преподаванием в Академии художеств (1785—1828), воспитал целую плеяду талантливых скульпторов. Среди его учеников И.П. Витали, Ф.П. Толстой и др.