Русский музей
Дополненная реальность

 

Поликрат. 1790

Козловский М.И.
Бронза
114 х 56 х 42

Русский музей

Аннотация

Сюжет взят из истории древней Греции. Изображение смерти распятого врагами тирана Поликрата стало одной из значительных работ художника. В глазах людей XVIII века Поликрат был не только символом изменчивости счастья, но и примером тирана, безжалостного к подданным, страшного для врагов, не знающего меры в честолюбии и жадности к богатству. В сознании Козловского тема гибели тирана возникла в революционном Париже. Она послужила скульптору для аллегорического ответа на события современности. Страстная жажда свободы, чувство страдания и мучительной обреченности воплотились в скульптуре и отразили ту обостренную и напряженную борьбу, то безмерное возбуждение, которыми была проникнута жизнь европейского общества в годы революции.

Поликрат (дата рождения неизвестна — 522 до н. э.) — греческий царь островного города Самос, тиран, правивший приблизительно в 538 до н. э./535 до н. э. — 522 до н. э. Известен своим масштабным строительством и морским пиратством.

Биография автора

Козловский М.И.

Козловский Михаил Иванович (1753, Санкт-Петербург – 1802, Санкт-Петербург)
Скульптор, рисовальщик.
Учился в Императорской Академии художеств (1764–1773) у Н.-Ф. Жиле. Неоднократно награждался серебряными и золотыми медалями, получив по окончании обучения звание классного художника 1-й степени и право на заграничное пенсионерство. Совершенствовался в Италии и Франции. Назначенный (1780) за пенсионерскую работу «Юпитер с Ганимедом» (не сохранилась). Принимал участие в декоративном убранстве Мраморного дворца и Концертного зала в Царском Селе (начало 1780-х), создал мраморные статуи «Бдение Александра Македонского» и «Екатерина II в образе Минервы» (обе – Русский музей). Находился в Париже (1788–1790), где исполнил ряд значительных произведений. Академик, профессор (1794). Член Совета Академии художеств (1795). Начал преподавать в скульптурном классе (с 1799 – старший профессор), в числе его учеников были скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов. Работая в области станковой пластики, исполнил ряд портретов и серию терракотовых эскизов на сюжет «Илиады» Гомера (середина 1790-х, Русский музей). Среди его монументальных произведений наиболее значительны – памятник А.В. Суворову для Петербурга (1799–1801), группа «Самсон, раздирающий пасть льва» для Большого каскада в Петергофе (1800–1801), надгробие П.И. Мелиссино (1800) и С.А. Строгановой (1802, оба – в Александро-Невской лавре).

Аудио

Козловский Поликрат



© Русский музей 2013-2024